Орхусская конвенция в Казахстане
Резолюция
Конференции представителей гражданского общества, НПО ЦА по вопросам реализации инициатив в области доступа к информации, участия общественности и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды
Неправительственные организации и представители гражданского общества стран Центральной Азии в рамках подготовительного процесса ко 2-й встрече Сторон Орхусской Конвенции собрались 21 мая в г. Алматы с целью обсудить вопросы реализации Орхусской конвенции и определить приоритетные действия на будущее. Встреча прошла с участием Исполнительного секретаря Конвенции, представителей международных организаций и стран-доноров.
Участники выразили благодарность РЭЦЦА, Секретариату Конвенции и ОБСЕ за организацию и поддержку данной встречи.
На конференции были заслушаны доклады представителей НПО стран Центральной Азии об итогах национальных дискуссий по вопросам Орхусской Конвенции, обсуждены имеющиеся проблемы и достижения.
Участники конференции отметили достижения в развитии общественных экологических движений. В Казахстане экологические НПО добились запрещения ввоза радиоактивных отходов, остановили разработку ряда регрессивных новых законопроектов, ограничивающих возможности и права НПО. Казахстаном также особо отмечалась важность сохранения независимого статуса и мнения НПО в связи с введением механизма государственного заказа на работы НПО. В Кыргызстане экологические НПО внесли свой вклад в разработку и апробацию механизмов участия и совершенствования нормативно правовой базы в стране. В Таджикистане НПО были инициаторами подписания Орхусской конвенции и проводили большую работу по ее пропаганде и проведению обучающих программ по использованию ее инструментов. Большая работа была проведена на местном уровне среди сел и городов по реализации МПДООС. В Туркменистане, где Орхусская конвенция была ратифицирована раньше других стран ЦА и сыграла большую роль для практического участия гражданского общества в обсуждении и реализации НПДООС и выполнения ряда информационных и образовательных проектов с населением. В Узбекистане сделаны определенные шаги по созданию платформы к присоединению к Орхусской конвенции. Несмотря на то, что страна не является стороной конвенции, общественные экологические организации добились определенных успехов в коалиционной работе по обеспечению доступа общественности к экологической информации и ее участию в подготовке и принятию решений. Среди проблем были отмечены тревожные процессы ужесточения контроля над НПО со стороны государственных органов, включая контроль и ограничение источников информации, увеличивающийся разрыв между формальными, отраженными в политике и законодательстве обязательствами и реальными процессами.
В выступлениях участников отмечалось, что по предложению стран Центральной Азии на Всемирном Саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) и на 5-й Общеевропейской конференции министров охраны окружающей среды (Киев, 2003) была принята Центрально-Азиатская Инициатива, в которой страны ЦА приняли субрегиональные приоритеты и количественные индикаторы, включая индикаторы по целям Орхусской Конвенции: развитие информационных систем, экологического образования, поддержку общественных организаций и СМИ. В итоговой Декларации 5-й конференции министров региона ЕЭК ООН приветствовались усилия стран ЦА, и подчеркивалась важнейшая роль доноров и других заинтересованных сторон в оказании поддержки усилий стран ЦА, которые могли бы быть конкретным вкладом в выполнение Йоханнесбургского Плана Осуществления и реализации принципа 10 Декларации РИО.
Для отражения ситуации с выполнением экологических требований и международных обязательств требуются более эффективные индикаторы. Существующие индикаторы оценки выполнении конвенции не отражают реальной ситуации и требует доработки.
Так же отмечена слабая координация действий доноров по экологическим проектам на национальном и региональном уровнях.
Был поднят также вопрос взаимодействия с Европейским ЭкоФорумом, слабо учитывающим интересы НПО ЦА. Участниками конференции предложено организовать ЦА Экофорум для самостоятельного участия в рабочих встречах сторон Орхусской конвенции и других, связанных с ней международных процессах.
Участники конференции согласились, что основным препятствием для выполнения целей Орхусской Конвенции является недостаточное понимание важности экологических программ, как среди населения, так и на политическом уровне. Недостаток потенциала, включая ограниченные возможности министерств, претерпевающих перманентные реорганизации и нехватку кадров, при этом призванных защищать общественные интересы по сохранению природной среды, слабость гражданского общества, зачастую не позволяют эффективно решать стоящие перед ними проблемы. Недостаток потенциала относится как к техническим вопросам, так и вопросам доступа к информации, возможностей её анализа и обработки, и, в конечном счете, сказывается на эффективности выполняемых программ и проектов.
В целях реализации Орхусской конвенции участники конференции считают наиболее приоритетными следующие направления работы:
• в области доступа к информации: периодическую публикацию природоохранными министерствами списков поступающих на экспертизу программ и проектов, принятых по ним решений, данных по состоянию окружающей среды на национальном и местных уровнях и создание государственной экологической информационной политики;
• по участию общественности в принятии решений: создание и реализацию программ по участию заинтересованной общественности в процедурах ОВОС, экспертизы, и общественного контроля;
• по доступу к правосудию: создание и реализацию обучающих программ по участию в судебных процессах по защите экологических прав, обеспечение прозрачности проводимых процессов и обмен опытом по существующей практике доступа к правосудию.
Участники конференции, отмечая важность Орхусской конвенции для реализации демократических принципов в преодолении экологических проблем, решили:
1. Предложить правительствам стран Центральной Азии ускорить процесс ратификации Протокола по РВПЗ к Орхусской конвенции и СЭО - к Конвенции по ОВОС в странах ЦА, а правительству Узбекистана – присоединиться к Орхусской конвенции.
2. Предложить РЭЦЦА обобщить имеющийся положительный опыт участия общественности в принятии решений и распространить его среди заинтересованных сторон.
3. Рекомендовать дальнейшее развитие программ по разработке планов действий по охране окружающей среды (МПДООС) и экологическому управлению на местном уровне.
4. Заявить о готовности создания ЦА экологического форума, а также рабочей группы для работы в программе и процессах связанных с Орхусской конвенцией и процессом «Окружающая среда для Европы».
5. Одобрить «Предложения стран Центральной Азии по укреплению потенциала для выполнения целей Орхусской конвенции» (прилагаются) и предложить сторонам Орхусской Конвенции включить их в программу работ на 2006-2008 гг..
6. Предложить сторонам Конвенции, ускорить интеграцию и синергизм положений Орхусской Конвенции с другими конвенциями ООН и разработать финансовые механизмы реализации Конвенции на национальных уровнях.
г. Алматы
21 мая 2005 г.
На первую страницу Орхусской конвенции
|