Международный Социально-экологический Союз
Международный Социально-экологический Союз Правовое образование населения и
право граждан на благоприятную окружающую среду
 

Горячие кампании

Природа дороже нефти
Сахалин - "Зелёная
  волна"

За Катунь без плотин
За создание агентства
   по ООПТ

Спасти Дунайский
   заповедник

Экологизация Лесного
   кодекса

Экоправо-периодика

Журнал "ЭкоПраво"
Право-Природе
Экология и права
   человека

Другие периодические
   издания МСоЭС

Орхусская конвенция в Казахстане

Резолюция
Конференции представителей гражданского общества, НПО ЦА по вопросам реализации инициатив в области доступа к информации, участия общественности и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды

Неправительственные организации и представители гражданского общества стран Центральной Азии в рамках подготовительного процесса ко 2-й встрече Сторон Орхусской Конвенции собрались 21 мая в г. Алматы с целью обсудить вопросы реализации Орхусской конвенции и определить приоритетные действия на будущее. Встреча прошла с участием Исполнительного секретаря Конвенции, представителей международных организаций и стран-доноров.

Участники выразили благодарность РЭЦЦА, Секретариату Конвенции и ОБСЕ за организацию и поддержку данной встречи. На конференции были заслушаны доклады представителей НПО стран Центральной Азии об итогах национальных дискуссий по вопросам Орхусской Конвенции, обсуждены имеющиеся проблемы и достижения.

Участники конференции отметили достижения в развитии общественных экологических движений. В Казахстане экологические НПО добились запрещения ввоза радиоактивных отходов, остановили разработку ряда регрессивных новых законопроектов, ограничивающих возможности и права НПО. Казахстаном также особо отмечалась важность сохранения независимого статуса и мнения НПО в связи с введением механизма государственного заказа на работы НПО. В Кыргызстане экологические НПО внесли свой вклад в разработку и апробацию механизмов участия и совершенствования нормативно правовой базы в стране. В Таджикистане НПО были инициаторами подписания Орхусской конвенции и проводили большую работу по ее пропаганде и проведению обучающих программ по использованию ее инструментов. Большая работа была проведена на местном уровне среди сел и городов по реализации МПДООС. В Туркменистане, где Орхусская конвенция была ратифицирована раньше других стран ЦА и сыграла большую роль для практического участия гражданского общества в обсуждении и реализации НПДООС и выполнения ряда информационных и образовательных проектов с населением. В Узбекистане сделаны определенные шаги по созданию платформы к присоединению к Орхусской конвенции. Несмотря на то, что страна не является стороной конвенции, общественные экологические организации добились определенных успехов в коалиционной работе по обеспечению доступа общественности к экологической информации и ее участию в подготовке и принятию решений. Среди проблем были отмечены тревожные процессы ужесточения контроля над НПО со стороны государственных органов, включая контроль и ограничение источников информации, увеличивающийся разрыв между формальными, отраженными в политике и законодательстве обязательствами и реальными процессами.

В выступлениях участников отмечалось, что по предложению стран Центральной Азии на Всемирном Саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) и на 5-й Общеевропейской конференции министров охраны окружающей среды (Киев, 2003) была принята Центрально-Азиатская Инициатива, в которой страны ЦА приняли субрегиональные приоритеты и количественные индикаторы, включая индикаторы по целям Орхусской Конвенции: развитие информационных систем, экологического образования, поддержку общественных организаций и СМИ. В итоговой Декларации 5-й конференции министров региона ЕЭК ООН приветствовались усилия стран ЦА, и подчеркивалась важнейшая роль доноров и других заинтересованных сторон в оказании поддержки усилий стран ЦА, которые могли бы быть конкретным вкладом в выполнение Йоханнесбургского Плана Осуществления и реализации принципа 10 Декларации РИО.

Для отражения ситуации с выполнением экологических требований и международных обязательств требуются более эффективные индикаторы. Существующие индикаторы оценки выполнении конвенции не отражают реальной ситуации и требует доработки.

Так же отмечена слабая координация действий доноров по экологическим проектам на национальном и региональном уровнях.

Был поднят также вопрос взаимодействия с Европейским ЭкоФорумом, слабо учитывающим интересы НПО ЦА. Участниками конференции предложено организовать ЦА Экофорум для самостоятельного участия в рабочих встречах сторон Орхусской конвенции и других, связанных с ней международных процессах.

Участники конференции согласились, что основным препятствием для выполнения целей Орхусской Конвенции является недостаточное понимание важности экологических программ, как среди населения, так и на политическом уровне. Недостаток потенциала, включая ограниченные возможности министерств, претерпевающих перманентные реорганизации и нехватку кадров, при этом призванных защищать общественные интересы по сохранению природной среды, слабость гражданского общества, зачастую не позволяют эффективно решать стоящие перед ними проблемы. Недостаток потенциала относится как к техническим вопросам, так и вопросам доступа к информации, возможностей её анализа и обработки, и, в конечном счете, сказывается на эффективности выполняемых программ и проектов.

В целях реализации Орхусской конвенции участники конференции считают наиболее приоритетными следующие направления работы:

• в области доступа к информации: периодическую публикацию природоохранными министерствами списков поступающих на экспертизу программ и проектов, принятых по ним решений, данных по состоянию окружающей среды на национальном и местных уровнях и создание государственной экологической информационной политики;

• по участию общественности в принятии решений: создание и реализацию программ по участию заинтересованной общественности в процедурах ОВОС, экспертизы, и общественного контроля;

• по доступу к правосудию: создание и реализацию обучающих программ по участию в судебных процессах по защите экологических прав, обеспечение прозрачности проводимых процессов и обмен опытом по существующей практике доступа к правосудию.

Участники конференции, отмечая важность Орхусской конвенции для реализации демократических принципов в преодолении экологических проблем, решили:

1. Предложить правительствам стран Центральной Азии ускорить процесс ратификации Протокола по РВПЗ к Орхусской конвенции и СЭО - к Конвенции по ОВОС в странах ЦА, а правительству Узбекистана – присоединиться к Орхусской конвенции.

2. Предложить РЭЦЦА обобщить имеющийся положительный опыт участия общественности в принятии решений и распространить его среди заинтересованных сторон.

3. Рекомендовать дальнейшее развитие программ по разработке планов действий по охране окружающей среды (МПДООС) и экологическому управлению на местном уровне.

4. Заявить о готовности создания ЦА экологического форума, а также рабочей группы для работы в программе и процессах связанных с Орхусской конвенцией и процессом «Окружающая среда для Европы».

5. Одобрить «Предложения стран Центральной Азии по укреплению потенциала для выполнения целей Орхусской конвенции» (прилагаются) и предложить сторонам Орхусской Конвенции включить их в программу работ на 2006-2008 гг..

6. Предложить сторонам Конвенции, ускорить интеграцию и синергизм положений Орхусской Конвенции с другими конвенциями ООН и разработать финансовые механизмы реализации Конвенции на национальных уровнях.

г. Алматы

21 мая 2005 г.

На первую страницу Орхусской конвенции

Справочные разделы

  Правовая библиотека

  Библиотека прецедентов защиты экологических прав

"Права человека, экология и гражданское общество"
Материалы научно-практической конференции, 3-4 июня 2005 г., Московская область

О проекте

Международные процессы

Орхусская конвенция

Сайт МСоЭС:

Сайт МСоЭС


При поддержке

Российский региональный экологический центр

РОО «Открытая Россия»