Горячие кампании
Природа дороже нефти
Экоправо-периодика
Журнал "ЭкоПраво"
|
Орхусская конвенция в АрменииНебольшая справка по ситуации в Армении. Армения подписала и ратифицировала конвенцию. В рамках обсуждения официального Национального отчета по выполнению Орхусской конвенции 8го января прошло обсуждение проекта доклада среди НПО. Было решено не готовить парралельный отчет, а представить поправки к докладу в качестве особого мнения НПО. Рассмотренный на встрече текст потом до конца января обсуждался по электронной сети и окончательный текст на русском и английском языках был послан 24.01.04 в секретариат конвенции. Подтверждение получено. Ниже предлагаем текст этого дополнения.
Карине Даниелян
ДОПОЛНЕНИЕ К ОФИЦИАЛЬНОМУ ОТЧЕТУ О ВЫПОЛНЕНИИ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ КО ВТОРОЙ ВСТРЕЧЕ СТОРОН (в качестве особого мнения) Мы, перечисленные ниже общественные организации, выражаем свое удовлетворение по поводу проведенных общественных слушаний проекта Отчета о выполнении Орхусской конвенции в РА. В целом мы одобряем официальный отчет и выражаем согласие с приведенными в нем положениями относительно развернутой в стране деятельности по имплементации ОК, а также имеющихся в этой сфере препятствий. Вместе с тем мы считаем необходимым представить следующие дополнения общего характера к указанному отчету. 1. По нашему мнению, из трех пилларов ОК в РА более или менее выполняется первый пиллар, а именно пассивное и активное распространение информации (статьи 4 и 5), два же других пиллара (статьи 6-9) реализуются в крайне ограниченном объеме. Так, если участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой, а также в подготовке нормативных актов (законов, но не подзаконных актов) в определенной мере обеспечивается, то при принятии решений по конкретным видам деятельности это право почти полностью игнорируется. Указанное обстоятельство в итоге нейтрализует практическую возможность для общественности влиять на принятие экологически значимых решений. Доступ к правосудию также обеспечивается формально, так как судебные дела по защите экологических прав граждан возбуждать в принципе можно, но выигрывать их практически невозможно. 2. Основные препятствия общего характера, на наш взгляд, следующие: ћ недостаток политической воли и, как следствие, - формальное отношение государственных структур к формированию внутренней экологической политики; ћ недостаточность координации на уровне госструктур, призванной обеспечить последовательное выполнение конвенции, ћ слабое выполнение экологического законодательства и укорененная практика <смягчения> требований законов посредством подзаконных актов; ћ практика принятия не всегда согласованных с экологическим законодательством решений правительством, органами территориального управления и самоуправления; ћ неадекватность и слабая реализация механизмов контроля за исполнением законодательства; ћ недостаточная подготовленность и осведомленность в сфере экологии лиц, принимающих решения; ћ наблюдаемое в последние годы стремление некоторых правительственных структур ограничить деятельность НПО; ћ отсутствие независимой судебной системы (зависимость от властных структур и олигархов); ћ коррупция и монополизация практически всех сфер хозяйственной деятельности; ћ социально-экономические трудности переходного периода, а именно тяжелое социально-экономическое положение значительной части населения (высокий уровень безработицы и бедности), и, вследствие этого, низкая гражданская активность людей в сфере защиты экологических прав. 3. Процесс имплементации ОК, как <конвенции по экологической демократии>, неразрывно связан с общим уровнем демократических преобразований в РА. Радикальные сдвиги в сфере реализации конвенции, в особенности ее второго и третьего пилларов, возможны лишь при дальнейшем развитии процессов демократизации в стране. НПО Республики Армения: Ассоциация "За устойчивое человеческое развитие"/Национальный комитет ЮНЕП, ассоциативный статус при UNDPI Председатель - Карине Даниелян Центр регионального развития / Отделение "Транспаренси интернейшнл" в Армении Председатель - Амалия Костанян Федерация молодежных клубов Армении. Президент - Атом Мхитарян НПО "Эко-Глоб" Председатель - Нунэ Дарбинян Экоклуб "Тапан" Председатель - Грант Сарксян НПО "Экологическая академия" Председатель - Грета Габриелян Армянская экотуристическая ассоциация Председатель - Жанна Галян Армянское ботаническое общество Вице-президент - Гоар Оганезова НПО "Армянские женщины за здоровье и здоровую окружающую среду" Председатель - Елена Манвелян Социально-экологическая ассоциация Председатель - Србуи Арутюнян Армянский экологический благотвори тельный фонд Председатель Совета попечителей - Армен Довлатян НПО "Экологическая выживаемость" Президент - Бардух Габриелян НПО "Эколур" Президент - Инга Зарафян Союз "Шохер" Председатель - Асмик Асланян ЗАО "АКВАЭК" Исп. директор - Кнарик Оганесян |
Справочные разделыБиблиотека прецедентов защиты экологических прав
"Права человека, экология и гражданское общество" Международные процессыСайт МСоЭС:
|
Проект МСоЭС "Правовое образование населения и право граждан на благоприятную окружающую среду" |