![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
Горячие кампании
Природа дороже нефти
Экоправо-периодика
Журнал "ЭкоПраво"
|
Орхусская конвенция в АрменииНебольшая справка по ситуации в Армении. Армения подписала и ратифицировала конвенцию. В рамках обсуждения официального Национального отчета по выполнению Орхусской конвенции 8го января прошло обсуждение проекта доклада среди НПО. Было решено не готовить парралельный отчет, а представить поправки к докладу в качестве особого мнения НПО. Рассмотренный на встрече текст потом до конца января обсуждался по электронной сети и окончательный текст на русском и английском языках был послан 24.01.04 в секретариат конвенции. Подтверждение получено. Ниже предлагаем текст этого дополнения.
Карине Даниелян
ДОПОЛНЕНИЕ К ОФИЦИАЛЬНОМУ ОТЧЕТУ О ВЫПОЛНЕНИИ ОРХУССКОЙ
КОНВЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ КО ВТОРОЙ ВСТРЕЧЕ СТОРОН
(в качестве особого мнения)
Мы, перечисленные ниже общественные организации,
выражаем свое удовлетворение по поводу проведенных
общественных слушаний проекта Отчета о выполнении Орхусской
конвенции в РА. В целом мы одобряем официальный отчет и
выражаем согласие с приведенными в нем положениями
относительно развернутой в стране деятельности по
имплементации ОК, а также имеющихся в этой сфере
препятствий.
Вместе с тем мы считаем необходимым представить
следующие дополнения общего характера к указанному отчету.
1. По нашему мнению, из трех пилларов ОК в РА более
или менее выполняется первый пиллар, а именно пассивное и
активное распространение информации (статьи 4 и 5), два же
других пиллара (статьи 6-9) реализуются в крайне
ограниченном объеме.
Так, если участие общественности в решении
вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных
с окружающей средой, а также в подготовке нормативных актов
(законов, но не подзаконных актов) в определенной мере
обеспечивается, то при принятии решений по конкретным видам
деятельности это право почти полностью игнорируется.
Указанное обстоятельство в итоге нейтрализует практическую
возможность для общественности влиять на принятие
экологически значимых решений.
Доступ к правосудию также обеспечивается
формально, так как судебные дела по защите экологических
прав граждан возбуждать в принципе можно, но выигрывать их
практически невозможно.
2. Основные препятствия общего характера, на наш
взгляд, следующие:
ћ недостаток политической воли и, как следствие, -
формальное отношение государственных структур к формированию
внутренней экологической политики;
ћ недостаточность координации на уровне госструктур,
призванной обеспечить последовательное выполнение конвенции,
ћ слабое выполнение экологического законодательства и
укорененная практика <смягчения> требований законов
посредством подзаконных актов;
ћ практика принятия не всегда согласованных с
экологическим законодательством решений правительством,
органами территориального управления и самоуправления;
ћ неадекватность и слабая реализация механизмов контроля
за исполнением законодательства;
ћ недостаточная подготовленность и осведомленность в
сфере экологии лиц, принимающих решения;
ћ наблюдаемое в последние годы стремление некоторых
правительственных структур ограничить деятельность НПО;
ћ отсутствие независимой судебной системы (зависимость от
властных структур и олигархов);
ћ коррупция и монополизация практически всех сфер
хозяйственной деятельности;
ћ социально-экономические трудности переходного периода,
а именно тяжелое социально-экономическое положение
значительной части населения (высокий уровень безработицы и
бедности), и, вследствие этого, низкая гражданская
активность людей в сфере защиты экологических прав.
3. Процесс имплементации ОК, как <конвенции по
экологической демократии>, неразрывно связан с общим уровнем
демократических преобразований в РА. Радикальные сдвиги в
сфере реализации конвенции, в особенности ее второго и
третьего пилларов, возможны лишь при дальнейшем развитии
процессов демократизации в стране.
НПО Республики Армения:
Ассоциация "За устойчивое человеческое развитие"/Национальный комитет
ЮНЕП, ассоциативный статус при UNDPI
Председатель - Карине Даниелян
Центр регионального развития / Отделение "Транспаренси интернейшнл" в
Армении Председатель - Амалия Костанян
Федерация молодежных клубов Армении. Президент - Атом Мхитарян
НПО "Эко-Глоб" Председатель - Нунэ Дарбинян
Экоклуб "Тапан" Председатель - Грант Сарксян
НПО "Экологическая академия" Председатель - Грета Габриелян
Армянская экотуристическая ассоциация Председатель - Жанна Галян
Армянское ботаническое общество Вице-президент - Гоар Оганезова
НПО "Армянские женщины за здоровье и здоровую окружающую среду"
Председатель - Елена Манвелян
Социально-экологическая ассоциация Председатель - Србуи Арутюнян
Армянский экологический благотвори тельный фонд
Председатель Совета попечителей - Армен Довлатян
НПО "Экологическая выживаемость" Президент - Бардух Габриелян
НПО "Эколур" Президент - Инга Зарафян
Союз "Шохер" Председатель - Асмик Асланян
ЗАО "АКВАЭК" Исп. директор - Кнарик Оганесян
|
Справочные разделыБиблиотека прецедентов защиты экологических прав
"Права человека, экология и гражданское общество" Международные процессыСайт МСоЭС:
|
Проект МСоЭС "Правовое образование населения и право граждан на благоприятную окружающую среду" |