Горячие кампании
Природа дороже нефти
Экоправо-периодика
Журнал "ЭкоПраво"
|
Сообщения от представителей общественности – как сообщить о проблемах с соблюдением Орхусской конвенцииНастоящий информационный листок был составлен Комитетом по соблюдению для того, чтобы представители общественности, желающие сообщить Комитету о проблемах с соблюдением Орхусской Конвенции в странах, являющихся сторонами этой Конвенции, могли связаться с Комитетом. Документ будет обновляться по мере того, как Комитет будет накапливать опыт и усовершенствовать свои процедуры. Решение I/7 Совещания сторон является официальной правовой основой для механизма соответствия. Любые дополнительные процедуры, обозначенные в настоящем документе, были введены из соображений практичности и являются условными. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
Сообщения, направляемые в Комитет, могут касаться либо общей неспособности Стороны принять необходимые законодательные, регулирующие и другие меры для выполнения Конвенции; конкретных недостатков принятых мер; либо (учитывая пункт, касающийся внутренних средств защиты) конкретных примеров нарушения в свете Конвенции прав какого-либо лица; либо сочетания всего вышеперечисленного. Введение В последние годы среди международных договорных органов наметилась тенденция разработки механизмов выявления и рассмотрения проблем, связанных с выполнением соглашений на ранних этапах, так как такой подход обеспечивает максимально полное достижение целей соглашения. Проблемы выполнения могут быть вызваны целым рядом факторов, например, институциональными, структурными, экономическими, культурными или историческими факторами. На своем первом заседании основной орган Орхусской Конвенции, отвечающий за выработку политик, (Совещание Сторон) принял решение о рассмотрении соблюдения Конвенции, решение I/7, которое определило механизм соблюдения для Конвенции (Лукка, октябрь 2002 года). Основой для решения послужила Статья 15 Конвенции, которая требует от Совещания Сторон определить на основе консенсуса факультативные меры неконфронтационного, несудебного и консультативного характера для рассмотрения соблюдения положений настоящей Конвенции. Эти меры обеспечивают надлежащее участие общественности и могут включать возможность рассмотрения сообщений представителей общественности по вопросам, относящимся к настоящей Конвенции. Решением I/7 был создан Комитет по соблюдению норм в качестве основного органа для рассмотрения жалоб, была определена структура и функции Комитета, а также процедуры рассмотрения вопросов соблюдения требований Конвенции. Комитет состоит из восьми членов, выступающих от своего имени и избираемых с учетом географического распределения членства и разнообразия опыта. Основная роль Комитета заключается в предоставлении отчетов и выработке рекомендаций для Совещания Сторон, на котором будут приниматься решения и предприниматься соответствующие меры. При определенных обстоятельствах Комитет может самостоятельно предпринимать определенные промежуточные меры при условии консультаций или с согласия вовлеченной Стороны. Важным отличием механизма соблюдения Орхусской Конвенции является то, что он дает возможность простым гражданам подавать в Комитет сообщения, касающиеся случаев утверждаемого несоблюдения норм Конвенции, которые Комитет обязан рассмотреть. В международных экологических соглашениях достаточно необычным является факт предоставления гражданам или их объединениям права обращаться с жалобами о том, что государство - сторона Конвенции не выполняет своих обязательств. Однако это можно рассматривать как логическое следствие того факта, что Орхусская Конвенция, в отличие от других экологических конвенций , стремится гарантировать права граждан, а не только права Сторон по отношению друг к другу. В других областях международного права, в частности, в области прав человека, это устоявшийся и широко используемый механизм обеспечения соблюдения государствами основных прав человека, предусмотренных различными соглашениями. Таким образом, Комитет по соблюдению норм будет использовать опыт других международных природоохранных договоров и различных органов, занимающихся вопросами прав человека, в частности, опыт Комитета по правам человека. Орхусская Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 года. Начиная с этой даты, все обязательства по Конвенции являются юридически обязательными для Сторон Конвенции. Ожидается, что механизм соблюдения, обогащенный вкладом простых граждан, послужит серьезным стимулом для Сторон в плане выполнения этих обязательств.
Более подробную информацию о Комитете по соблюдению и всю соответствующую документацию можно получить на веб сайте http://www.unece.org/env/pp/compliance.htm.
Любой представитель общественности, то есть любое физическое или юридическое лицо, может обратиться с жалобой в Комитет. Жалоба также может быть подана и неправительственной организацией, включая природоохранные организации или правозащитные организации. Не требуется, чтобы лицо, подающее жалобу, – далее по тексту “заявитель” – был гражданином соответствующего государства – стороны Конвенции, или, в случае организаций, находился на территории соответствующего государства – стороны Конвенции. (Если из контекста не следует иное, то термин ‘государство’ следует понимать также и как любую региональную экономическую интеграционную организацию, имеющую право стать стороной Конвенции в соответствии со статьей 19, такую как Европейское сообщество.) Нет необходимости ни в том, чтобызаявителя представлял адвокат, ни в том, чтобы жалоба (сообщение) готовилась с помощью юристов. Однако, если заявитель может воспользоватьсяюридической поддержкой, это может повысить качество сообщения и, как следствие, облегчить работу Комитета. В отношении каких стран могут подаваться жалобы (сообщения)? Жалоба может подаваться в отношении государства, соответствующего двум условиям:
Когда можно подавать жалобы? До 23 октября 2003 года никакие сообщения (жалобы) в Комитет подаваться не могут. После этой даты могут подаваться жалобы в отношении государств, которые были Сторонами Конвенции на 23 октября 2002 года (при условии, что они не воспользовались «отсрочкой»). Что касается других государств, то сообщения могут подаваться только через год или более после даты вступления Конвенции в силу для этой Стороны (годичный период отсрочки). Пример: Государство X ратифицирует свой документ 1 июля 2003 года. Конвенция вступает в силу для этого государства через 90 дней, то есть 28 сентября 2003 года. Жалобы на эту Сторону могут подаваться, начиная с 28 сентября 2004 года. Какого рода несоответствия могут касаться жалобы? Жалобы могут касаться следующего:
Каким формальным критериям должна соответствовать жалоба?
В соответствии с решением Конференции Сторон, Комитет не будет рассматривать жалобы (обращения) со следующими характеристиками (как это будет установлено Комитетом):
Критерии выполнения условий (b)-(d) еще предстоит определить официально. Комитет намерен предоставить дополнительную информацию о своем толковании этих условий по мере накопления практического опыта. От Комитета также требуется принимать во внимание все доступные местные средства защиты, за исключением случаев, когда применение таких средств затягивается без всяких на то оснований или очевидно не обеспечивает эффективных или достаточных средств для исправления ситуации. Это означает, что, несмотря на то, что не существует строгого требования исчерпания всех внутренних средств правовой защиты, Комитет может принять решение не продолжать рассмотрение предмета сообщение, если посчитает, что заявитель в недостаточной мере исследовал возможности решения вопроса посредством национальных административных или судебных процедур рассмотрения. Тот факт, что местные средства правовой защиты были доступны и даже не затягивались безосновательно, но не были использованы в данном деле, сам по себе не мешает Комитету рассмотреть жалобу. Однако Комитет может решить отдать преимущество, при прочих равных условиях, той жалобе, по которой, как кажется, отсутствуютэффективные местные средства правовой защиты. Вышеупомянутый годичный период отсрочки означает, что в течение первого года после вступления Конвенции в силу для государства – стороны Конвенции Комитет не рассматривает сообщения общественности в отношении этой Стороны. Это не означает, однако, что в течение этого периода Конвенция является для Стороны не обязательной. Предварительное мнение Комитета заключается в том, что нет никаких препятствий в плане рассмотрения жалоб, поданных после “периода отсрочки”, но в случаях возникновения значимых событий в течение первого года после вступления Конвенции в силу в этом государстве – стороне Конвенции. Если сообщение касается определенного и конкретного случая предполагаемого несоблюдения, например, конкретного решения об отказе удовлетворить запрос о получении доступа к экологической информации, но значимые события, связанные с делом, имели место до вступления Конвенции в силу для этой Стороны, то велика вероятность того, что Комитет решит отклонить жалобу, поскольку на момент событий у государства не было юридических обязательств по Конвенции. Кому должны направляться сообщения(жалобы) и как?
Сообщения(жалобы) должны быть адресованы Комитету, но должны направляться через секретариат по адресу, указанному в конце приложения к настоящему документу.
Какую информацию следует включать в сообщение (жалобу)?
Форма сообщения (жалобы)
Информация об авторе сообщения(жалобы) – заявителе
Государство, к которому относится сообщение (жалоба)
Факты утверждаемого несоблюдения Конвенции
Положения Конвенции, которые предположительно были нарушены
Местные и другие средства защиты
Следует также отметить, представлялось ли дело для рассмотрения или урегулирования другими международными органами, и если да, то какие шаги были предприняты, и каковы были результаты. Конфиденциальность
Заявитель, обращающийся с просьбой о сохранении конфиденциальности в отношении какой-либо представленной информации, может, если он или она того пожелает, пояснить, на каком основании возникла такая просьба, но это не является обязательным требованием. Следует помнить о том, что если требуется сохранять конфиденциальность в отношении слишком большого объема информации, то это может затруднить рассмотрение дела. Поэтому при том, что никто не должен ограничиваться в осуществлении этого права, его следует использовать только в случае необходимости. Копии документов, имеющих отношение к делу
Языки
Процедура доведения сообщения (жалобы) до сведения Комитета
Шаг 1 – Получение сообщения (жалобы)
Шаг 2 – Направление сообщений (жалоб) для дальнейшего рассмотрения
Шаг 3 – Определение допустимости
Если Комитет считает, что выполнены все критерии допустимости рассмотрения, то он принимает предварительное решение о приемлемости сообщения (жалобы) и заводит ‘файл’. Затем сообщение (жалоба) доводится до сведения стороны, которая, по утверждению, не выполняет требования Конвенции. На этом этапе Комитет может, на основании предварительного рассмотрения вопроса, представленного в сообщении (жалобе), занять такую позицию или поднять такие вопросы, которые он считает уместными в сопроводительном письме стороне. Секретариат направляет все документы, связанные с сообщением (жалобой), наряду с сопроводительным письмом национальному координатору по Орхусской Конвенции соответствующей стороны, копия направляется в Постоянную миссию стороны в Организации Объединенных Наций в Женеве.
Шаг 4 – Ответные действия стороны
Рассмотрение Комитетом По получении ответа от соответствующей стороны Комитет сначала рассматривает комментарии, которые сторона может представить по вопросу допустимости рассмотрения сообщения (жалобы). Если доводы не достаточно убедительны для того, чтобы Комитет изменил свое предварительное мнение в отношении допустимости, Комитет подтверждает допустимость рассмотрения сообщения (жалобы) и переходит к рассмотрению сути дела. Если, в конце концов, Комитет убеждается, что сообщение (жалоба) является неприемлемой для рассмотрения, или что существуют определенные сомнения, то он аннулирует или приостанавливает свое предварительное решение и соответствующим образом уведомляет заявителя, предоставляя возможность для дальнейших комментариев и, если необходимо, запрашивает дополнительную информацию, которая позволит принять решение о допустимости. Если в течение пяти месяцев с момента направления стороне сообщения (жалобы) от нее не поступает ответа, Комитет подтверждает приемлемость сообщения (жалобы) и рассматривает суть вопроса. Если Комитет решает, что в совокупности сообщение (жалоба) и ответ стороны не дают Комитету достаточно информации для рассмотрения всех аспектов дела, Комитет может предпринять один или несколько следующих шагов:
Когда Комитет обсуждает и устанавливает факты по делу, заседания открыты для публики. Соответствующая сторона, как и заявитель, уведомляется о времени и месте обсуждения дела, они имеют право участвовать в обсуждениях и высказывать свое мнение. В некоторых случаях, в зависимости от наличия ресурсов и выполнения применимяемых критериев выбора, представителям стороны и заявителю может быть предоставлена финансовая поддержка на покрытие расходов на проезд и проживание. На основании информации, представленной Комитету сторонами или полученной другим образом, с учетом других уместных источников толкования Конвенции, знаний членов Комитета, Комитет определяет, действительно ли сторона, о которой говорится в сообщении (жалобе) не выполняла положения Конвенции. Обсуждения членами Комитета решения по обсуждаемому делу обычно закрыты для публики, в том числе для стороны и заявителя. Однако при некоторых обстоятельствах Комитет может решить провести и эту часть заседания публично, о чем стороны должным образом информируются. Если Комитет приходит к выводу, что сторона не выполняет или не выполняла положения Конвенции, то далее он определяет, какие меры будут уместны в конкретном случае несоблюдения. Комитет принимает во внимание все элементы дела, включая причину и частоту несоблюдения, а также способность соответствующей стороны реализовать положения Конвенции и социально-экономические условия в данной стране. Проект заключений, описание предлагаемых мер и, по возможности, проект рекомендаций Комитета направляются соответствующей стороне и заявителю. Далее и стороне и заявителю предоставляется возможность дать свои комментарии по проекту заключению, описанию предлагаемых мер и рекомендаций в течение определенного срока, Комитет принимает представленные комментарии к сведению при принятии окончательного решения по делу. Меры, которые Комитет может предложить для урегулирования ситуации, включают:
После того как Комитет подготовил окончательные заключения по сообщению (жалобе), они доводятся до сведения стороны и заявителя. В любом случае все меры, предложенные Комитетом, должны утверждаться решением Совещания Сторон (см. ниже). Однако в случаях, когда Комитет полагает, что существует необходимость рассмотреть вопрос о соответствии в более срочном порядке, он может принять меры (a)-(d), описанные выше, не дожидаясь принятия решения Совещанием Сторон. Такие действия требуют консультаций с соответствующей стороной в отношении необходимости немедленного рассмотрения дела и в отношении предлагаемых мер. Комитет может предпринимать только меры, включенные в пункты (b)-(d), представленные выше, и только в согласовании с названной стороной. От Комитета требуется представлять отчет для каждого очередного совещания Сторон. Среди прочего этот отчет должен содержать информацию об отдельных сообщениях, включая любые промежуточные меры, предлагаемые в ожидании рассмотрения вопроса Совещанием Сторон, а также меры, предлагаемые к принятию Конференцией Сторон. Комитет должен предпринять все усилия для того, чтобы этот отчет был принят путем консенсуса. Когда мнения разделяются, то должны быть отражены различные точки зрения членов Комитета. Отчет Комитета является публичным документом и размещается на веб сайте Конвенции на английском, французском и русском языках. В настоящее время планируется, что очередные совещания сторон будут проходить раз в два или три года. Рассмотрение Совещанием Сторон Совещание Сторон принимает окончательное решение в отношении конкретных мер, нацеленных на обеспечение полного соблюдения Конвенции. Совещание Сторон имеет широкие возможности для решения вопросов несоблюдения, единственным требованием является то, чтобы эти меры были неконфронтационного, несудебного и консультативного характера и соответствовали нормам международного права. Решения Конференции Сторон сообщаются напрямую заинтересованным сторонам и предаются гласности. Последующие меры, определяемые Совещанием Сторон Совещание Сторон может принять решение о предоставлении Комитету мандата по мониторингу реализации, например, стратегии, направленной на достижение соблюдения и которую Сторона должна представить Комитету. В случае предоставления такого мандата Комитет, в свою очередь, отчитывается о его выполнении Совещанию Сторон.
|
Справочные разделыБиблиотека прецедентов защиты экологических прав
"Права человека, экология и гражданское общество" Международные процессыСайт МСоЭС:
|
Проект МСоЭС "Правовое образование населения и право граждан на благоприятную окружающую среду" |