5 ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
5.1 Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды
Основной задачей является создание экономически и институционально эффективной единой системы государственного управления охраной окружающей среды, соответствующей демократическому устройству и рыночной экономике. Эта задача включает:
- обеспечение институциональной независимости органа государственного управления, отвечающего за реализацию экологической политики, экологическую экспертизу и контроль от государственных органов, ответственных за управление природными ресурсами и иную экономическую деятельность;
- обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием природных ресурсов, состоянием и качеством окружающей природной среды;
- создание в рамках ведомств, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства специализированных экологических подразделений, предназначенных для предотвращения и пресечения деятельности, наносящей ущерб здоровью населения, окружающей природной среде и природным ресурсам страны, а также для ликвидации ущерба, в том числе всех видов загрязнения и заражения, нанесенного территориям страны в ходе предьщущей деятельности
- обеспечение эффективного и экологически безопасного разграничения прав собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами;
- обеспечение государственного и общественного контроля за экологической безопасностью особо опасных видов деятельности вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности;
- дифференцированный подход к интенсивности и направленности государственного управления охраной окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации;
- внедрение системы лицензирования экологически опасной деятельности;
- внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду в масштабах крупных регионов.
5.2 Нормативно-правовое обеспечение
Основной задачей является устранение противоречий между экологическим и отраслевыми нормативно-правовыми базами, а также совершенствование ответственности за экологические правонарушения.
Также необходимо предусмотреть:
- включение первичной оценки экологических последствий реализации проектов в механизм их отбора на стадии проведения конкурсов или внеконкурсного распределения;
- создание и совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие между организационными и функциональными структурами единой государственной системы экологического мониторинга;
- нормативное закрепление действующих международных стандартов, в том числе Международной организации стандартизации (ISO);
- устранение противоречий между национальным экологическим законодательством и обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ее участия в международных договорах и соглашениях.
5.3 Экономические и финансовые механизмы
Основными задачами являются:
- обеспечение приоритета изъятия природно-ресурсной ренты перед налогообложением оплаты вложенного труда и капитала и соответствующее изменение структуры налогообложения;
- включение в экономические показатели реальной все возрастающей ценности природных объектов и услуг и их учет при принятии решений;
- формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
- создание и применение системы налогов и пошлин, обеспечивающих преимущества экологически чистых технологий, товаров и услуг вне зависимости от страны производства;
- развитие системы перераспределения средств между субъектами Российской Федерации с учетом их вклада в обеспечение целостности природных систем, в том числе используемых малочисленными народами для традиционного хозяйствования;
- совершенствование методики определения величины компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности и обеспечение их неукоснительных выплат, в том числе в натуральной форме;
- неукоснительное обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности;
- содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, экологическому предпринимательству, разных форм и добровольной сертификации;
- установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, за возможные негативные воздействия на окружающую среду;
- создание условий для внедрения рыночных механизмов охраны природы, включая залогово-возвратных механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров, продажу прав на загрязнение и т.п.;
- создание условий для внедрения системы лизинга промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;
- совершенствование механизмов приватизации с учетом экологического фактора (учет прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий, экологическое страхование и др.);
- продвижение схем международных расчетов и взаимозачетов с учетом средообразующей роли стран для биосферы Земли в целом (включая схему "долги за природу");
- использование механизмов зачета квот на выбросы парниковых газов для обеспечения инвестиций в экологизацию и модернизацию отечественного производства;
- обеспечение прямой зависимости финансирования природоохранных мероприятий от уровня воздействия на природные системы, в том числе через специализированные фонды;
- формирование условий для стимулирования благотворительности в России, включая предоставление гражданам Российской Федерации права на целевое направление части налогов на финансирование благотворительной деятельности, в том числе экологической.
5.4 Экологический мониторинг и информационное обеспечение
Осноными задачами являются:
- обеспечение достоверности и сопоставимости измерений и оценок показателей состояния экологической обстановки как по отдельным регионам, так и по административно-территориальным образованиям страны;
- организация на потенциально опасных объектах специальных систем мониторинга воздействия на окружающую природную среду возможных аварийных ситуаций;
- обеспечение практического выявления и обозначение на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и загрязнению особо опасными веществами, в том числе в ходе предшествующей, в особенности военной, деятельности;
- обеспечение бесплатного доступа граждан Российской Федерации к экологической информации, жизненно важной для обеспечения их безопасности, и открытости иной информации о состоянии окружающей среды;
- формирование государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.
5.5 Научное обеспечение
Основной задачей является опережающее развитие научных знаний об отношениях природы и общества. Для реализации экологической политики приоритетными являются следующие направления:
- научно-исследовательские работы в области научно-теоретического, нормативно-правового, информационного, организационного и иного обеспечения деятельности государственных органов, направленной на соблюдение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и создание условий осуществления хозяйственных деятельности для развития реального сектора экономики в экологически безопасном русле;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы по созданию условий для использования в производственной и иной деятельности новых экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции, оборудования;
- формирование перспективных технологических полей обеспечения устойчивого развития, ориентированных на существенное снижение потребления природных ресурсов при одновременном росте возможностей для общества.
- формирование теоретических и методологических основ национального и регионального устойчивого развития и экологических закономерностей развития общества;
- формирование системы показателей, создание методологии и аппаратного обеспечения осуществления системного мониторинга экологического состояния территории Российской Федерации, включая текущее и прогнозируемое состояние запасов природных ресурсов и комплексную оценку здоровья окружающей среды;
- разработка методологии и методик определения экономической ценности природных ресурсов для использования экономического механизма в управлении;
- создание теории управления экологическими рисками с ориентацией на создание системы управления качеством природной среды;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы по утилизации особо вредных отходов.
5.6 Экологическое воспитание и образование
- подготовка квалифицированных специалистов в области эколого-просветительской работы и экологического образования и их методическое обеспечение;
- включение программ по популяризации идей устойчивого развития, поддержания здоровья среды и разъяснению ценности ресурсов в проекты, связанные с природопользованием;
- включение вопросов устойчивого развития, поддержания здоровья среды и ценности ресурсов в содержание образовательного процесса системы непрерывного экологического образования;
- всесторонняя поддержка (как методическая, так и финансовая) общественных инициатив по формированию экологической культуры;
- поддержка деятельности по пропаганде идей устойчивого развития, поддержания здоровья среды и ценности ресурсов, осуществляемой природоохранными структурами, учреждениями культуры, средствами массовой информации, творческими союзами и другими учреждениями и организациями;
- усиление роли гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности наряду с развитием традиционных подходов, основанных на естественнонаучной методологии;
- создание целостной междисциплинарной системы образования в области экологии, природопользования, охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности в вузах страны;
- развитие стандартов образования с формированием специальностей, непосредственно ориентированных на устойчивое развитие социо-природных систем;
- конкурсная целевая государственная поддержка системы экологического просвещения и ее развитие через распространение экологических знаний, идей устойчивого развития, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, об экологической безопасности;
- включение вопросов развития экологической культуры в федеральные целевые, региональные и местные программы развития;
- экологическая направленность молодежной политики и государственная поддержка молодежных экологических организаций и движений с целью приобщения молодежи к реализации на практике конкретных направлений экологической политики государства;
- развитие системы экологической подготовки и переподготовки педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования;
- развитие системы повышения квалификации специалистов управления, экологических и природоохранных служб в том числе в области обеспечения устойчивого развития;
- обязательность экологической подготовки лиц, принимающих решения, в различных сферах производства, экономики и управления;
- повышение информированности деловых кругов (предпринимателей, бизнесменов) в области природоохранного законодательства, природопользования, охраны окружающей среды, экологического менеджмента, экологического аудита, а также привлечение их к использованию методов экологического управления на уровне предприятий;
- государственная методическая и финансовая поддержка общественных инициатив по развитию экологической культуры населения;
- государственная конкурсная поддержка СМИ, в том числе электронных, редакций, издательств и типографий, чья деятельность ориентирована на распространение экологических знаний и знаний в сфере устойчивого развития;
5.7 Развитие гражданского общества, как условие реализации государственной экологической политики
Основными задачами являются:
- усовершенствование законодательных и организационных условий для непосредственного участия граждан в принятии решений, затрагивающих их конституционное право на здоровую окружающую среду, либо представляющих угрозу для их жизни и здоровья, в том числе через общественные слушания и опросы общественного мнения, общественные экспертизы и референдумы;
- обеспечение приоритета законных экологических интересов граждан перед интересами структур бизнеса и органов власти;
- создание режима благоприятствования экологической благотворительности и экологическим общественным движениям;
- создание условий для традиционного природопользования и ведения натурального хозяйства коренных народов;
- обеспечение возможности прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах, действующих в целях реализации экологической политики;
- активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, органов государственной власти, предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, в том числе в области охраны окружающей природной среды;
- усовершенствовать систему взыскания исков и обеспечения исполнимости судебных решений;
- создать законодательные и организационные условия для развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций и механизмов оценки воздействия на окружающую среду.
5.8 Региональная экологическая политика
Основной задачей в этой области является реализация оптимального размещения производительных сил и обеспечение баланса развития регионов на территории Российской Федерации. Для этого необходимо:
- внедрение бассейнового принципа управления водными объектами;
- поддержка развития хозяйств, обеспечивающих нужды местного населения;
- расширение практики использования местных энергоресурсов;
- концентрация имеющегося и вновь формируемого производственного потенциала по преимуществу на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
- резервирование, в том числе исключение из непосредственного хозяйственного использования, территорий, пока еще неосвоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, либо обеспечение непревышения экологической емкости экосистем при освоении этих территорий;
- обеспечение выбора коренными народами стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.
5.9 Международное сотрудничество в целях реализации государственной экологической политики
Основными задачами являются:
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|