Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Российское Представительство
Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF)

109240, Москва
ул. Николоямская, 19 - 3
И. Е. Честину

  Комитет рассмотрел проект "Экологической доктрины России", подготовленный российскими экологическими организациями и считает принятие такого документа чрезвычайно важным для совершенствования и систематизации природоохранной деятельности в стране.
  Замечания и предложения прилагаются.

Приложение на 3 л.

Заместитель председателя Комитета                Г. Е. Толченов

Приложение

Замечания и предложения к проекту "Экологической доктрины России", подготовленный российскими экологическими организациями

  1. Пока остаётся неясным правовой статус подготавливаемого документа, нормативно правовой, экономический механизмы и гарантии претворения в жизнь провозглашаемых принципов. Так, например, вплоть до настоящего времени Другой важный документ концептуального характера - Указ Президента России от 01.04.96. № 440 "О концепции перехода РФ к устойчивому развитию" фактически остается скорее лозунгом, чем рабочим документом. До сих пор не принята, разработанная еще в 1996 г. (в соответствии с поручением Президента России) Государственная стратегия устойчивого развития РФ, Все еице не принят проект Федерального Закона "Об основах государственной экологической политики по обеспечению устойчивого развития РФ". Не принят ни один из вариантов проекта Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
  Соответственно предлагается включить в рассматриваемый проект документа соответствующий раздел, определяющий задачи в данной сфере.
  2. Предлагается пуша- "Стратегические цели государственной экологической политики" раздела 1 проекта Доктрины сформулировать следующим образом:
  Стратегической целью и главными задачами государственной экологической политики являются:
  Реализация правя настоящего и будущего поколений людей на благоприятную окружающую среду (ОС), обеспечение экологически безопасного состояния природных ресурсов, комплексов, экосистем и условий ОС, переход России на траекторию устойчивого развития посредством решения следующих основных задач:
  1. Предотвращение и минимизация интегрального ущерба, возникающего вследствие загрязнения ОС, продуктов питания и предметов потребления, подрыва экологической самообеспеченности страны, предполагающие:
- Снижение антропогенпо-техногенных и естественных негативных воздействий на компоненты ОС, продукты питания и предметы потребления до предельно допустимого порога, за которым происходит необратимое снижение ассимиляционного потенциала ОС и резистентности биологических организмов, включая человека;
- Экологическую санацию и депонирование загрязненных и опасных компонентов ОС, продуктов питания и предметов потребления;
- Защиту населения, компонентов ОС, продуктов питании и предметов потребления от воздействия негативных факторов антропогенно-техногенного и естественного характера;
- Восстановление до требуемого уровня и поддержание ассимиляционного потенциала окружающей среды, резистентности биологических организмов.
  2. Предотвращение и минимизация интегрального ущерба, возникающего вследствие нерационального использования природных ресурсов (ПР), подрыва прнродно-ресурсной самообеспеченности страны, предполагающие:
- Ограничение изъятия, использования невозобновляемых природных ресурсов до уровня производства замещающих их аналогов и рециклинга;
- Неистощитсльнос изъятие возобновляемых ПР до уровня их естественного и искусственного воспроизводства, производства замещающих их аналогов и рециклинга ;
- Обеспечение экономически эффективного использования ПР;
- Искусственное воспроизводство возобновляемых ПР;
- Поддержание необходимого потенциала самовосспроизводства возобновляемых ПР;
- Консервацию и охрану особо ценных ПР и объектов;
- Ограничение искусственного преобразования природных комплексов, эко- и биосистем, приводящего к их деградации, развитию опасных природных процессов до уровни поддержания требуемых ассимиляционного потенциала ОС, резистентности биологических организмов и потенциала самовоспроизводства возобновляемых ПР.
  3. Предлагается разработать и включить дополнительно в раздел 3 пункт, определяющий основные направления государственной экологической политики в области биотехнологий.
  4. Предлагается разработать и включить дополнительно в раздел 4, п. 4.1 следующие тезисы:
- устранить противоречия между источниками природно-ресурсного и экологического права, экологизировать неэкологические и не природно-ресурсные отрасли права, включив в них нормы, соответствующие природно-ресурсному и природоохранному законодательству;
- выделить и юридически определить в качестве объектов управления природоохранные регионы Российской Федерации (провести природоохранное районирование), обеспечить приоритет комплексного подхода к регулированию природопользования.
-согласовать территориальные сферы руководства территориальных государственных органов исполнительной власти ресурсно-природоохранного блока.
-усовершенствовать порядок разработки и утверждения региональных критериев и норм состояния окружающей среды, воздействий на окружающую среду, оптимальных соотношений между изъятием и воспроизводством природных ресурсов.
  5. Предлагается разработать и включить дополнительно в раздел 4, п. 4,2 следующие тезисы:
-определить единые подходы к оценке стоимости природных ресурсов и условий (в соответствии с международным опытом), обеспечение их учёта в системе национальных счетов, обеспечение учета утраты этой ценности вследствие нерационального природопользования в структуре ВВП;
-усовершенствовать и унифицировать методики определения ущерба (наносимого и предотвращаемого);
-определить минимально-необходимые инвестиции в совершенствование природопользования и охрану окружающей среды,
-усовершенствовать порядок разработки и обеспечить гарантии государственного финансирования программ по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и их расширенному воспроизводству;
-усилить стимулирующую функцию платежей за загрязнение окружающей среды, компенсационную (воспроизводственную) функцию платежей (отчислений) за природопользование, усовершенствовать порядок индексации базовых нормативов платы на основе экономической оценки природных ресурсов и условий, значительно увеличить действующие нормативы платежей" штрафных санкций, расширить перечни объектов природопользования и видов воздействий на окружающую природную среду, облагаемых платежами, обеспечить требуемую полноту охвата природопользователей системой платежей, гармонизировать в целом системы платежей за природопользование и за загрязнение окружающей среды;
-пересмотреть целесообразность включения платежей за загрязнение окружающей среды, платы по штрафам и искам в качестве положительной статьи доходов в структуру ВВП;
-определить статус, структуру и функции целевых бюджетных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов и охраны окружающей природной среды, порядка сбора и расходования их средств, обеспечить целевое использования средств фондов, улучшить взимание и сбор средств в фонды;
-внедрить системы налогов или повышенных ставок налогов (не путать с платежами) на сверхнормативное потребление сырья и энергии, на потребление экологически опасного сырья и полуфабрикатов, на использование наиболее ценных и редких видов природных ресурсов, на применение экологически опасных технологий и т.п.;
-внедрить систему налоговых и кредитных льгот, поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию, использование экологически безопасного сырья и полуфабрикатов, комплексное использование сырья, комплексное природопользование, использование некондиционного и техногенного сырья, для предприятий, оказывающих услуги в сфере охраны окружающей среды и природопользования и т.п.;
-осуществлять гибкую ценовую политику в отношении продукции, получаемой из природных ресурсов и техногенного сырья, сочетающей рыночные и регулируемые цены;
- обеспечить привлечение инвестиций, в том числе иностранных;
- обеспечить учет факторов охраны окружающей среды и рационального природопользования при приватизации, банкротстве, распределении кредитов и инвестиций;
-внедрить механизм ускоренной амортизации для оборудования, дающего эффект в природоохранной сфере и обеспечивающего рациональное использование. природных ресурсов;
-способствовать развитию рынков природных ресурсов, техногенного сырья, проектов, лицензий, работ и услуг в области охраны окружающей среды и природопользования, поддержка предпринимательства в данной сфере;
- обеспечить всестороннее экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов, внедрения энерго- и ресурсосберсгающих технологий, использования отходов как вторичных ресурсов и техногеиного сырья, переход предприятий и организаций на комплексное природопользование и систему международных природоохранных стандартов серии ИСО 14000;
- в целях совершенствования механизма сбора и расходования средств по платежам и налогам улучшить координацию деятельности природоохранных органов и органов Федерального Казначейства, Министерства экономики. Министерства финансов, налоговых инспекций, органов судебной власти в области реализации экономических механизмов регулирования природопользования, повышения ответственности последних за сбор средств и реализацию политики в области природопользования.

Назад Оглавление Вперед

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность