Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

ЗАЯВЛЕНИЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

по поводу катастрофы российского атомного подводного крейсера "КУРСК"
у берегов Мурмана

17 августа 2000 г

  Вместе с миллионами людей во всем мире мы выражаем соболезнование родным и близким членов экипажа, терпящего бедствие в результате катастрофы российского атомного подводного крейсера "КУРСК" у берегов Мурмана. При всей важности и необходимости глубокого анализа технических причин этой катастрофы, мы не можем не привлечь внимания к другим аспектам этой трагедии.
  Мы считаем, что военное руководство страны нарушило главу 1 "Основы конституционного строя" Конституции России, согласно которой (ст. 2) "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Мы считаем, что было упущено время, и не приняты все возможные меры для спасения людей. Например, Россия не обратились за помощью к другим странам, располагающим опытом и способами спасения людей в подобных ситуациях, и более того., предложенная ими помощь была принята слишком поздно.
  Не сообщив немедленно соседним странам о катастрофе с атомным крейсером, Россия нарушила обязательства, взятые ею в рамках Венской конвенций о раннем оповещении (1986) о случившейся (или возможной) аварии на военном ядерном объекте.
  Руководство ВМФ России, органы государственного управления, задержав сообщения о катастрофе нарушили:
  ст.7 Федерального закона "О государственной тайне" (1993) устанавливающего, что "не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях";
  ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" (1995) устанавливающий, что запрещено относить к информации с ограниченным доступом информацию "..о чрезвычайных ситуациях, экологическую: санитарно-эпидемиологическую, и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом";
  ст.ст. 6 и 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994), в соответствии с которыми власти обязаны оперативно информировать население о принятых мерах по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях, а организации - "представлять информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
  Чтобы снизить риск подобных катастроф в будущем, мы требуем от Председателя Правительства России организации гласного разбирательства происшедшего, с привлечением к работе правительственной комиссии пользующихся доверием общества представителей общественных правозащитных, экологических, ветеранских организаций и организаций солдатских матерей.
  Мы требуем от Генеральной прокуратуры России привлечения к судебной ответственности всех должных лиц, не только создавших условия для случившегося, но и нарушивших законы России в ходе спасательной операции.
  Мы обращаемся к Президенту России, как к Верховному главнокомандующему, с просьбой отправить в отставку всех высших должностных лиц, ответственных за происшедшую трагедию.
  Мы считаем необходимым безотлагательно восстановить вневедомственный контроль Госатомнадзора над всеми корабельными атомными энергетическими установками.
  Мы обращаемся к федеральным и региональным органам государственного управления с просьбой извлечь уроки из трагедии в Баренцевом море, и, прежде всего - о действительном признании человека высшей ценностью, а защиту его жизни, прав и свобод - высшей обязанностью государства.
  Мы обращаем внимание политиков и общественных деятелей других стран мира на необходимость помощи России в строительстве открытого гражданского общества, что только и способно сделать Россию ответственным членом мирового сообщества.

  Сопредседатель Социально-Экологического Союза С.И. Забелин,
  Сопредседатель Коалиции "Экология и права человека" А.К. Никитин
  Председатель фонда "Защита гласности" А.К. Симонов
  Президент Союза за химическую безопасность Л.А. Федоров
  Президент Центра экологической политики России А. В. Яблоков

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность