Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС


Проект.
15 декабря 1998 г.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СоЭС УЧАСТНИКАМ ПРЕДВЫБОРНОЙ 
КАМПАНИИ В РОССИИ: 1999-2000 гг.

     Программа СоЭС - это  программа  создания  на  территории  России
(равно  как и во многих других - к сожалению не во всех - пост-советс-
ких государствах) экологичного пост-индустриального общества на разва-
линах социально-экономической системы СССР (Россия-1998 и представляет
собой эти совсем не живописные развалины) в интересах большинства  на-
селения этой территории.
     В то же время этот программный документ адресован лидерам предвы-
борных объединений,  кандидатам в депутаты Государственной Думы и кан-
дидатам в Президенты России,  вступающих в борьбу на фоне вполне конк-
ретной социально-экономической обстановки,  что в значительной степени
определяет  его содержание:  в таком документе имеет смысл излагать те
меры,  которые должна реализовывать именно федеральная законодательная
и исполнительная власти.

                                                     I
     Введение.
     Реальная социально-экономическая и политическая ситуация в России
в конце 1998-начале 1999 годов характеризуется:
     - глубоким,  граничащим с полным параличом,  кризисом федеральной
власти, означающим,  что эта власть в ее нынешнем  виде  еще  способна
вредить, но уже не способна кому бы то ни было помогать;
     - фактическим банкротством федеральной власти и большинства влас-
тей субъектов федерации на внешнем и внутреннем рынках, что означает -
в обозримом будущем - вынужденное использование большей части денежных
ресурсов  на выплату долгов в ущерб всем другим направлениям использо-
вания доходов бюджетов;
     - реальной  опасностью  распада Российской Федерации на несколько
самоуправляемых единиц или трансформации федерации в конфедерацию, где
за федеральной  властью  останется,  пожалуй,  лишь обязанность охраны
границ и содержание ракетно-ядерного зонтика;
     - долгосрочными тенденциями падения цен на главные экспортные то-
вары России - энергоносители и другое сырье или продукты его первичной
переработки;
     - реальной угрозой мирового финансово-экономического кризиса.

     В совокупности все эти факторы  практически  полностью  блокируют
возможность возрождения  страны  и  улучшения положения ее населения в
фарватере неизменного социально-экономического курса, а значит возмож-
ности  обеспечения  экологической,  социальной,  экономической и т.п.,
вплоть до военной, безопасности ее граждан.
     Смена курса,  а не "озеленение" нынешнего - смысл программы СоЭС.
     Предлагая эту программу действующим и будущим политикам, мы исхо-
дим  из того,  что имеются реальные возможности поворота на новый курс
эволюционным, т.е. демократическим путем, без вооруженных конфликтов и
применения иных силовых методов.

     В качестве системообразующих принципов  пост-кризисного  общества
предлагаются:
     1. бюджет должен формироваться не за счет налогообложения эксплу-
атации населения, а за счет налогообложения эксплуатации природных ре-
сурсов;
     2. население  должно получить максимально широкие права и возмож-
ности участия в принятии и реализации решений, затрагивающих его инте-
ресы, а также защиты своих законных прав;
     3. бюджетные средства - в форме кредитов и на иных возвратных ос-
нованиях - должны направляться,  в первую очередь, на развитие местных
производств товаров народного потребления,  на  обеспечение  населения
достойными условиями жизни,  а уже потом - на выплату долгов СССР,  по
ГКО и т.п.
     4. системы обеспечения  гражданской  безопасности,  бюджетные  по
своей  сути,  - начиная с систем народного образования и здравоохране-
ния,  переходя к системам надзора за соблюдением  законодательства,  и
вплоть до армии - должны быть эффективными,  по возможности компактны-
ми,  оснащенными передовыми техникой и технологиями, финансироваться в
приоритетном  -  по  сравнению с обязанностями по внешним и внутренним
долгам (за исключением долгов по зарплате и пенсиям) - порядке и функ-
ционировать под строгим общественным контролем.

     Грубо говоря,  Россия должна сделать все, чтобы отвалить от борта
"Титаника" глобальной экономики и направить все имеющиеся  ресурсы  на
достижение своей  самодостаточности  и  самодостаточности  регионов по
обеспечению населения всем необходимым для достойной жизни,  на разви-
тие за счет собственных, а не зарубежных финансовых и иных ресурсов.
     Предлагаемая система законодательных и административных мер долж-
на способствовать,  с  одной  стороны,  повороту  на  курс  построения
пост-кризисной цивилизации, цивилизации пост-индустриального, информа-
ционного общества,  а  с  другой  - сохранению всего положительного из
культурного и научно-технического наследия народов страны.

                                                 II
     2. Источники ресурсов возрождения России.
     Нет особой нужды описывать бедственное положение практически всех
структур  и  элементов  российского общества - оно очевидно.  Не менее
очевидно, что для выхода из кризиса необходимо  найти  и  использовать
дополнительные к  уже имеющимся ресурсы.  При этом актуальными следует
считать два взаимосвязанных вопроса - об источниках этих ресурсов и  о
механизмах (способах, технологиях) их рационального (в интересах боль-
шинства) использования.

     2.1. Финансовые ресурсы возрождения России.
     В настоящее  время  государство формирует свои (по сути - общест-
венные) ресурсы за счет налогообложения трудящегося населения  (налоги
на добавленную трудом стоимость,  на фонд заработной платы, подоходный
и т.п.).  Кажется нетрудным понять,  почему в относительно бедном кри-
зисном обществе это приводит,  с одной стороны,  к угнетению всех сфер
общественно полезного производства,  а с другой - к постоянному сокра-
щению бюджетных поступлений.  Достойное лучшего применения упорство, с
которым сохраняется такая система  налогообложения,  объясняется  тем,
что эта система позволяет меньшинству,  присвоившему право использова-
ния природных богатств России,  присваивать себе и денежные доходы  от
использования этого действительно общенародного достояния.
     Предлагается осуществить  кардинальную  структурную   перестройку
российской налоговой системы путем переноса основной тяжести налогово-
го бремени с заработка,  с результатов труда - на налогообложение  ис-
пользования общенародного достояния - природных ресурсов,  земли, соз-
данного трудом предшествующих поколений промышленного капитала, транс-
портной инфраструктуры и т.п.
     Очевидно, что такая перестройка будет иметь несколько  позитивных
последствий.
     Во-первых, чем  большая  часть  заработанного  будет оставаться в
распоряжении трудящихся, тем выше будет средний уровень жизни, тем вы-
ше будет покупательная способность граждан, тем больше средств будет -
через приобретение товаров и услуг - инвестироваться в развитие реаль-
ного сектора экономики; а следовательно тем выше будет спрос на трудо-
вые ресурсы, тем выше будет занятость, выше уровень жизни ... .
     Во-вторых, снижение  налогообложения  труда  создает  стимулы для
вовлечения в процесс производства человеческого капитала во  всем  его
многообразии от  простого  наемного  труда  до творческой инициативы и
изобретательности, смягчает отчуждение человека от процесса производс-
тва, гуманизирует трудовой процесс.
     В-третьих, перенос тяжести налогообложения с такого субъективного
"объекта" как  заработок на такой объективный объект как изъятые (нап-
ример, полезные ископаемые или биологические ресурсы) или используемые
(например, земля)  природные ресурсы резко усложняет процесс уклонения
от налогов и,  следовательно,  снижает общий уровень криминальности  в
обществе.
     В-четвертых, предлагаемая перестройка,  смягчая проблему безрабо-
тицы, будет одновременно работать на рост рациональности использования
всех природных ресурсов,  и значит - на снижение многих видов  ущерба,
наносимого природной среде и здоровью людей (в первую очередь, вызыва-
емых загрязнением среды).
     В-пятых, такая перестройка будет стимулировать развитие и внедре-
ние передовых,  т.е. более экономичных и экологичных, более наукоемких
технологий и способов организации производства, формируя технологичес-
кий фундамент пост-индустриального общества (вместо копирования худших
образцов индустриального,  вместо  превращения страны в мировую свалку
отходов и сырьевой придаток развитых стран).
     По существу  предлагаемая  перестройка  означает также переход от
слепого копирования западных  рецептов  к  использованию  естественных
преимуществ России - к массированному вовлечению в процесс возрождения
общества уникального,  высокообразованного человеческого капитала  од-
новременно  с экономным использованием и сохранением не менее уникаль-
ного российского природного капитала.

     Кризисное состояние общества и его производительных  сил,  в  том
числе практически  полный  провал  попыток  сбора налогов и наполнения
бюджета по действующей схеме,  позволяют  на  самом  деле  осуществить
предлагаемую перестройку в считанные годы, что невозможно в стабильных
условиях "развитых" стран. И это также есть использование предоставля-
емых кризисом преимуществ.
     При этом  несложно  спроектировать  процесс перестройки налоговой
системы таким образом,  что суммарные поступления  в  бюджет  (бюджеты
разных  уровней)  не уменьшатся,  а увеличатся;  и будут расти по мере
оживления отечественного производства.

     2.2. Источники социальных ресурсов возрождения России.
     Активизация человеческого капитала, инициативы и предприимчивости
россиян сама по себе будет способствовать возрождению российского  об-
щества снизу.  История России знает примеры такого возрождения,  самым
близким из которых служит пример восстановления хозяйства страны после
Великой Отечественной  Войны.  На  данном историческом отрезке,  когда
большая часть населения на себе испытала преимущества (и риски)  инди-
видуального, свободного предпринимательства,  главное,  что может сде-
лать государство - не мешать,  не препятствовать до тех пор,  пока  не
проявляются угрозы правам граждан и состоянию природной среды.
     Однако, развитие массового частного  предпринимательства  -  лишь
необходимое, но не достаточное условие возрождения российского общест-
ва.  Другим необходимым компонентом, также лишь обозначившимся за годы
перестройки, является гражданское общество, понимаемое здесь как сумма
прав и возможностей граждан принимать всевозможное  участие  в  обуст-
ройстве своей жизни и принятии  решений,  затрагивающих  их  интересы,
осуществлять общественный контроль за соблюдением действующего законо-
дательства и безопасностью осуществления хозяйственной деятельности.
     Формы подавления гражданской активности,  применявшиеся  как  до,
так и все годы после перестройки, многообразны: от гласной и негласной
фальсификации результатов  выборов  до  антиконституционного  сокрытия
экологически и социально значимой информации, от разгона органов само-
управления до налогообложения благотворительной  деятельности,  вплоть
до преследования  и даже убийства активистов и лидеров общественного и
общественно-политического движения.
     Социальная пассивность, преобладание протестных форм общественно-
го реагирования,  массовые нарушения органами  государственной  власти
действующего законодательства  и многие другие отрицательные явления -
естественное следствие этого подавления.
     Поэтому формирование  климата всемерного благоприятствования ста-
новлению и развитию структур гражданского общества путем принятия  со-
ответствующих законодательных  и административно-организационных реше-
ний - необходимое условие активизации  социального  капитала,  созида-
тельного социального потенциала российского общества.
     Безусловно приоритетным представляется реальное содействие разви-
тию всех форм местного самоуправления,  с учетом региональной и нацио-
нальной специфики,  включая гарантии полноценного традиционного приро-
допользования представителей народов Севера.
     В краткосрочной  перспективе важным кажется развитие системы аль-
тернативной военной службы.

                                                    III
     3. Использование государственных финансовых ресурсов  возрождения
России.
     3.1. Предварительные пояснения.
     До тех пор и в той мере,  в какой в государственной казне в форме
налогов собираются  и  накапливаются  общественные финансовые ресурсы,
государство имеет  возможности  и должно участвовать в возрождении об-
щества. Парадоксальность этой фразы обусловлена тем, что на протяжении
всего обозримого прошлого Государство Российское тратило эти средства,
во-первых,  втайне от населения,  во-вторых, по разумению узкого круга
лиц,  в-третьих, далеко не в интересах большинства населения. Иначе мы
бы не имели той ситуации, в которой находимся - страна-то у нас всегда
была достаточно богатой. В той или иной степени это присуще всем госу-
дарствам, но "у них" ограничивается развитостью гражданского общества,
а  следовательно  процесс изменения положения не обещает быть быстрым.
Поэтому здесь мы будем обсуждать только приоритетные  направления  ис-
пользования  финансовых  ресурсов государственной власти,  необходимые
для запуска и поддержки процесса возрождения российского общества.
     В самом начале раздела хотелось бы подчеркнуть,  что с точки зре-
ния интересов подавляющего большинства населения возврат большей части
долгов,  сделанных  правительствами  СССР и России,  не представляется
приоритетным в столь кризисной ситуации делом.  Заемные средства  были
использованы в интересах обогащения крохотного меньшинства и,  в связи
с этим,  не могут быть возвращены трудом ничего не имевшего от  займов
большинства.  Трагедии  стран Африки и Латинской Америки,  погрязших в
такого рода долгах, должны убедить в необходимости отложить их возврат
до лучших времен.  Возможные ответные меры, в реальной нынешней ситуа-
ции,  также мало скажутся на благосостоянии большинства населения Рос-
сии.

     3.2. Безвозвратные траты на обеспечение гражданской безопасности.

     Исходя из  кризисности  ситуации,  представляется  целесообразным
охарактеризовать и ограничить безвозвратные траты  обеспечением  граж-
данской безопасности (в отличие от государственной,  которая ограничи-
вается, как правило,  защитой власти, чаще всего от народа), номенкла-
тура и содержание которой может быть определена следующим образом:

     - экологическая безопасность:
       - защита природной среды от воздействий и загрязнений, последс-
твия которых представляют угрозу здоровью и  благосостоянию  населения
(в том числе, защита территории страны от импорта экологически опасных
веществ и технологий),
       - очистка  ранее загрязненных и восстановление ранее пострадав-
ших территорий до уровней, гарантирующих безопасность их использования
нынешним и следующими поколениями,
       - восстановление  и  защита уровня устойчивости природных сооб-
ществ на территории страны,  необходимого для  расширенного  воспроиз-
водства возобновляемых природных ресурсов и сохранения имеющегося при-
родного наследия,  в том числе ландшафтного и видового разнообразия (в
первую очередь,  путем сохранения и развития отечественной системы за-
поведников, национальных парков и других особо охраняемых территорий).

     - культурная безопасность:
       - обеспечение уровня образованности населения, достаточного для
массового освоения и  использования  технологий  пост-индустриального,
информационного общества,
       - обеспечение сохранения культурного наследия народов  террито-
рии России,
       - обеспечение широкого доступа населения к сокровищам  отечест-
венной культуры,
       - защита населения от пропаганды насилия и других форм  поведе-
ния, унижающих человеческое достоинство.

     - медицинская безопасность:
       - защита граждан от опасностей инфекционного заражения,  борьба
с распространением инфекций,
       - обеспечение граждан необходимой и достаточной медицинской по-
мощью, средствами лечения и реабилитации во всех случаях заражения или
поражения химическими, физическими и прочими агентами.

     - социальная безопасность:
       - защита граждан от преступных посягательств на их жизнь,  здо-
ровье, достоинство, имущество и права,
       - обеспечение граждан беспрепятственными возможностями судебной
защиты своих прав и интересов,
       - обеспечение достойного уровня жизни граждан,  утерявших  пол-
ностью или  частично возможности производительного труда,  в том числе
пенсионеров по возрасту,
       - обеспечение возвращения к достойному  уровню  жизни  граждан,
пострадавших в результате природных,  техногенных и социальных катаст-
роф.

     - технико-экономическая безопасность (технико-экономическая неза-
висимость):
       - обеспечение  материально-технических  возможностей  фундамен-
тальных исследований,  необходимых для сохранения и  повышения  уровня
отечественной науки,
       - обеспечение подготовки научных кадров на уровне,  необходимом
для решения проблем пост-индустриального, информационного общества,
       - обеспечение материально-технических возможностей исследований
и экспериментов,  необходимых для создания отечественных образцов тех-
ники и технологий,  соответствующих передовым достижениям мировой мыс-
ли, включая исследование и использование ближнего и дальнего космоса.

     - военная безопасность:
       - надежное предупреждение возможностей  военного  нападения  на
территорию страны и ее граждан.


     3.3. Политика  государственного кредитования - обеспечение эконо-
мической безопасности.

     "Растворение" экономики  России  в  глобальной экономике,  идущее
полным ходом,  представляется нам крайне опасным для большинства насе-
ления страны по многим причинам.
     С одной стороны, если процесс глобализации экономики и сосредото-
чения  финансового и промышленного капитала в Транснациональных корпо-
рациях будет достаточно долго теми  же  темпами,  Россия  окончательно
превратится  в территорию складирования отходов и размещения "грязных"
и низкотехнологичных производств. Ее население потеряет имеющийся уро-
вень  образованности и "приобретет" огромное количество угроз здоровью
и благополучию. Большинство жителей России просто не будет востребова-
но в качестве рабочей силы и обречено на нищенское существование.
     С другой стороны,  если предвидимые глобальные  кризисы  разрушат
мировую экономическую систему в обозримом будущем, и она распадется на
относительно изолированные  территории  (страны?),  россияне  окажутся
просто без средств (продуктов питания,  товаров,  услуг,  технологий и
т.п.) для обеспечения достойного уровня жизни. Покупать или обменивать
их будет,  скорее всего,  не на что и не у кого,  а заново  налаживать
производство - долго и трудно. Со всеми вытекающими последствиями.
     Поэтому самым разумным решением представляется использование нас-
тоящего кризисного положения для коренной структурной перестройки рос-
сийской экономики в целях обеспечения максимальной степени экономичес-
кой независимости страны.  При этом важно избежать  повторения  ошибок
советской экономики, новых гигантских строек и т.п. Эти стройки были и
будут лишь формой разворовывания ресурсов.
     По мнению многих исследователей общество в ХХI веке сумеет  избе-
жать многих  катастрофических  кризисов,  если производство станет ло-
кальным,  а распространение жизненно важной (в том  числе  культурной,
научной и технологической) информации - глобальным. Сейчас мы имеем по
существу обратную ситуацию.
     Экономика пост-индустриального  общества должна удовлетворять ос-
новные потребности людей максимально близко к месту проживания,  с од-
новременной минимизацией перевозок сырья и товаров.  При этом эти про-
изводства должны создавать минимум неудобств и  продуцировать  минимум
экологических и иных угроз и рисков. Общие свойства товаров и техноло-
гий пост-индустриального общества можно описать в форме следующих шес-
ти требований.
     1. Тиражируемость - возможность организовать производство и  при-
менение товаров (процессов) в обычных, а не уникальных условиях, с ис-
пользованием рабочей силы средней квалификации.
     2. Обыкновенность - возможность производства с использованием ши-
роко распространенных, как правило, возобновляемых природных ресурсов.
     3. Эффективность - энергоэффективность и низкая материалоемкость
производства и применения товаров (процессов).
     4. Долговременность - возможность длительного использования пред-
метов обихода, инструментов и оборудования.
     5. Модернизируемость - возможность относительно легкого ремонта и
замены частей,  в том числе по мере развития технического прогресса, с
целью улучшения эксплуатационных качеств,  а также в целях адаптации к
местным или индивидуальным условиям (потребностям) использования.
     6. Экологичность  - возможность производства и утилизации без ис-
пользования или побочного  выделения  токсичных  веществ,  возможность
максимально  полного  вторичного использования материалов по окончании
срока годности.
     Государственные инвестиционные ресурсы - преимущественно на возв-
ратной основе - должны направляться на развитие производств,  обладаю-
щих вышеперечисленными свойствами, которые неизбежно будут востребова-
ны обществом ХХI века.
     Одновременно и параллельно государственные  инвестиции,  если  мы
хотим  подготовиться  к  вызовам ХХI века,  должны предоставляться для
развития систем связи и общественного транспорта. Не надо догонять Ев-
ропу и Америку по числу личных автомашин на душу населения!

     3.4. Взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов,  спо-
собных нанести ущерб гражданской безопасности или наносящих его.

     Реализация вышеизложенных мер должна содействовать снижению уров-
ня угроз гражданской безопасности,  в том числе экологической безопас-
ности. В  то же время очевидно,  что это произойдет не скоро.  Поэтому
вопрос усиления надзора за строгим соблюдением действующего  законода-
тельства и мониторинга факторов, представляющих угрозу гражданской бе-
зопасности, должен быть одним из приоритетных для политиков начала ХХI
века.
     Наиболее срочным  представляется  восстановление  государственной
системы обеспечения  экологической  (в расширенном смысле этого слова)
безопасности, фактически уничтоженной осенью 1996 года.
     В случае  активизации  процесса  избавления государства от произ-
водственных функций структура системы обеспечения экологической  безо-
пасности в ближайшем будущем могла бы иметь следующий вид.

     В федеральном Правительстве создается  компактное,  небольшое  по
численности аппарата, Министерство по проблемам охраны окружающей сре-
ды и природопользования (на базе современного  Министерства  природных
ресурсов и Госкомэкологии), с системой координируемых им специализиро-
ванных государственных комитетов:
Роскомзем
Роскомвод
Роскомгеология
Роскомгидромет
Роскомохрана растительного мира, включая леса
Роскомохрана животного мира, включая биоресурсы моря
Роскомзаповедник и нацпарк
     Министр по  охране  среды мог бы быть одновременно и одним из Ви-
це-премьеров, курирующих также:
МЧС ,
Роскартографии,
Госкомстат,
Госстандарт,
Госкомсанэпиднадзор,
Гортехнадзор,
Госатомнадзор.

     С другой стороны, вечной проблемой во взаимоотношениях производи-
телей и  страдающих от производства людей (а также природных объектов)
является проблема адекватной компенсации причиненного  ущерба.  Размер
денежных выплат  редко соответствует действительным затратам потерпев-
ших на выздоровление (восстановление природного объекта), имеет свойс-
тва обесцениваться  в нашей кризисной обстановке и крайне редко выпла-
чивается добровольно.
     Кажется разумным в законодательном порядке приступить к внедрению
практики ликвидации ущербов в натуре - в форме лечения вызванных  заг-
рязнениями болезней  у конкретных людей,  в форме очистки загрязненных
территорий и акваторий.
     С одной стороны, такая практика будет способствовать экономически
обоснованной оценке ущербов,  а с другой, будет создавать дополнитель-
ные рабочие места (например, для альтернативной военной службы).

     4. Заключение.
     Предлагая данную программу мы прекрасно понимаем,  что сейчас  на
реализацию перечисленных  в ней конкретных мероприятий средств у госу-
дарства нет.  Мы убеждены, что пока сохраняется нынешняя система нало-
гообложения, бюджетные  средства  будут  только  сокращаться,  на фоне
углубления всех перечисленных и неперечисленных  экологических,  соци-
альных, экономических и т.п. проблем.
     В результате смены системы налогообложения появятся шансы на  на-
полнение бюджета,  использование которого будет зависеть от геополити-
ческой обстановки в мире,  от политической обстановки в  стране  и  от
многих других факторов.  Здесь мы предлагаем свое видение  приоритетов
использования народных средств, обобществляемых в государственной каз-
не.

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность