О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Научно-практическая конференция "Права человека, экология и гражданское общество"
Нарушения прав человека при проектировании нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" по территории Бурятии Председатель правительства РФ М. ФРАДКОВ 31 декабря 2004 г. подписал распоряжение №1737-р. В соответствии с ним принято решение о "проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы по маршруту Тайшет - Сковородино - бухта Перевозная общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год". Из 4 тысяч километров трассы на Бурятию приходится 555 километров. 140 из них проходят в пределах водосборной зоны Байкала. Это район экстремально сложных инженерно-геологических условий с сейсмичностью до 11 баллов, многолетней мерзлотой, селями, снежными лавинами, высокогорными склонами, курумами, осыпями, пучениями, наледями, термокарстом. Проектировщики не учли, что по рекам бассейна Правой и Левой Мамы ряд артелей моет золото - возникнет конфликт интересов. Трасса пересекает родовые угодья и оленьи пастбища эвенков. Нефтепровод пересекает одну из крупнейших рек бассейна Байкала Верхнюю Ангару, ее притоки Янчуй, Янчукан, Дяпкар, Ковокта, Безымянная, Итыкит и ряд других. Повсеместно запланированы подземные переходы рек. В основном это траншейный способ: поперек реки экскаватор роет канаву, в нее укладывается труба, а затем закапывается. Лишь для каждой десятой реки предусмотрено микротоннелирование или направленное бурение. Значительную опасность представляют проектируемые на территории бассейна Байкала две нефтеперекачивающие станции и терминал для перегрузки нефти в цистерны и последующей перевозки по БАМу. Вызывает озабоченность проектирование этих крупных сооружений в речных долинах с высокой проницаемостью грунтов. Для прогнозирования вероятности аварий использована статистика действующих трубопроводов "Транснефти". Но они находятся в несопоставимо более простых природных условиях. При оценке вероятности аварий не учтены несанкционированные врезки и диверсии. Поскольку трасса проходит в безлюдных метах, а ее строительство и эксплуатация подорвет продуктивность охотничьих угодий, трубопровод будет привлекателен для противоправных действий. Разработчики считают, что опасность могут представлять только крупные аварии, связанные с полным разрывом трубопровода. На самом деле небольшие утечки из-за большого времени их обнаружения могут дать объемы загрязнения, сопоставимые или даже превышающие случаи крупных аварийных разливов. Минимально возможное время добегания нефтяного пятна до Байкала оценено в 100-104 часов. Но даже приблизительный подсчет, исходя из скорости течения 0,5-1 м/с, дает время 40-80 часов. Разработчики указывают, что развертывание сил и средств аварийного реагирования и локализация нефтяных разливов займет 4 часа. Но во время осеннего ледостава и весеннего ледохода это в принципе невозможно. Непонятно, насколько предлагаемые меры будут эффективны зимой, во время половодья и паводков. Попадание нефти в Верхнюю Ангару способно вызвать катастрофу. Это приведет к утрате рыбой Верхней Ангары, Ангарского Сора и северной части Байкала товарных качеств, сокращению или прекращению нереста, снижению поголовья. А от рыбы как важнейшего компонента рациона питания и источника доходов зависит благополучие значительной части местного населения, включая работников Нижнеангарского рыбокомбината, рыбаков эвенкийского села Байкальское. До 14% местного населения используют наземные воды как источники питьевой воды. Но резервные источники питьевой воды не предусмотрены. Необходимо провести оценку негативных последствий проекта для культуры и природопользования коренных малочисленных народов. ОАО "Транснефть" постоянно чинит препятствия в проведении общественных экологических экспертиз, отказывая общественным организациям в предоставлении необходимых материалов, а также организует собственные "общественные экологические экспертизы" при помощи подставных общественных организаций.
Список тезисов сообщений участников |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |