О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Научно-практическая конференция "Права человека, экология и гражданское общество"
Нарушение экологических прав граждан и их защита в Брянском регионе Анализ исполнения федерального закона "Об охране окружающей среды в РФ" на территории Брянской области показал существенные нарушения, прежде всего, в части реализации экологических прав граждан: права на своевременную достоверную информацию, права на благоприятную окружающую среду и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью в результате техногенных аварий и экологических катастроф. Предотвращение вреда, в том числе и невосполнимого, для жизни и здоровья граждан невозможно без своевременного получения полной информации о наличии того или иного техногенного воздействия и доведения её до общественности. Классическим примером нарушения права на своевременную достоверную информацию является сокрытие факта наличия радиоактивного йода над всей территорией Брянской области сразу после Чернобыльской катастрофы в 1986 году. Достаточно было предупредить население об элементарных мерах предосторожности: не покидать помещений, принимать препараты йода и пр., и сегодня Брянская область не лидировала бы по количеству случаев рака щитовидной железы, особенно у детей. Только за один 2001 год в регионе зарегистрировано 200 случаев рака щитовидной железы. Второй, не менее яркий пример нарушения права на предоставление своевременной достоверной экологической информации - это пример, связанный с программой переселения населения с загрязнённых радионуклидами территорий. Так, из Юго-Западных районов Брянской области было переселено более 3500 семей в Почепский район. Часть семей поселили вдоль забора арсенала, где хранится 7500 тонн новейшего химического оружия. Всё население п. Речицы вышло на митинг протеста после объявления о строительстве завода вблизи арсенала для уничтожения химического оружия. Население Почепского района почти 50 лет не подозревало об опасном соседе - химическом арсенале. Естественно, что никто не требовал материального возмещения за риск проживания. Тем более, вызывает вопросы недавнее секвестрование Госдумой закона "Об уничтожении химического оружия", в результате чего население зоны защитных мероприятий Почепского арсенала, а это около 40 тысяч жителей лишаются прав на социальную защиту, например, на бесплатное медицинское обследование. Скорей всего, именно с неблагоприятной экологической обстановкой в регионе связан факт большого числа патологий у девочек, приводящих к нарушению репродуктивной функции. В целом, следует отметить слабую информированность населения и общественности не только о наличии техногенных объектов, но и о наличии тех или иных экологических прав и, соответственно, нормативной документации. При анализе выполнения ряда федеральных экологических законов было выявлено невыполнение многих статей этих законов на региональном уровне. И, прежде всего, таких базовых законов, как законы: "Об отходах производства и потребления", Водный кодекс, Лесной кодекс, закон "Об экологической экспертизе. В области существует большая проблема с реализацией права на благоприятную окружающую среду. Отсутствие долгосрочной программы по утилизации отходов производства и потребления привело к образованию нескольких тысяч несанкционированных свалок в пригородах городов, по берегам рек, вдоль дорог, в рощах, парках, лесах. Недавно в Брянске прошла межрегиональная конференция: "Проблемы отходов производства и потребления, пути их решения", по инициативе, кстати, общественной организации "За химическую безопасность", которой сегодня исполняется 10 лет, которая позволила привлечь внимание к данной проблеме. Совсем недавно была ликвидирована многолетняя свалка отходов деревообработки Полпинского ДОЦа. Свалка в несколько гектаров площадью, находящаяся в пригороде Брянска, постоянно находилась в состоянии тления и горения. Причем, лес на предприятие поступал и из загрязненной радиацией зоны (Злынковского лесничества). Угроза уголовной ответственности и закрытия предприятия подвигли хозяев в течение недели решить многолетнюю проблему: провести рекультивацию, заключить договора с полигоном пром. отходов, пожарными, заняться вторичной переработкой отходов древесины. Главное же, ядовитый дым не стелиться над поселком и детей не преследуют приступы кашля, аллергии и пр. Сейчас ведется аналогичная работа по установлению хозяев других свалок. Когда граждане, общественные экологические организации, государственные службы экоконтроля и природоохранная прокуратура объединяют усилия удается в полной мере отстоять право на благоприятную окружающую среду, предотвратить необратимые последствия для природы и человека. Приведу несколько примеров успешных акций: 1. Предотвращение использования старых автопокрышек в качестве топлива в цементных печах ОАО "Мальцовский портландцемент", 2002 год, г. Фокино, Дятьковского района. 2. Недопущение строительства АЗС на Деповсвком водозаборе 3. Битва за памятники природы:Нижний и Верхний судок, роща "Соловьи", ботанический сад от посягательства застройщиков. 4. Сейчас добиваемся очистки от нефтезагрязнения почвы в районе военного аэродрома в п. Сеща. 5. Контроль за ситуацией на Почепскком арсенале химоружия. 6. Отстаивание права пострадавших при Чернобыльской катастрофе на возмещение ущерба и многое др. Пассивность населения, в том числе и по предъявлению требований в судебном порядке на возмещение вреда, нанесённого здоровью, связано с незнанием своих прав и из-за отсутствия специалистов юристов, желающих и умеющих защищать истцов. Что же следует предпринять для скорейшего устранения указанных нарушений экологических прав? Прежде всего, следует усилить просветительское направление. Это и правовое воспитание, и усиление внимания социальной экологии, экологическому праву в образовательных программах. Конечно же, необходим мониторинг нарушений экологических прав граждан, анализ экологического законодательства, особенно в части его реализации в регионах Российской Федерации. Далее, необходима кропотливая и долговременная работа по установлению влияния техногенного воздействия на здоровье человека, особенно важно спрогнозировать отдалённые последствия этого воздействия. Конечно же, нужна серьезная и полная база региональных экологических законов. Для большей эффективности эколого-правовой деятельности необходимо усиление взаимодействия экологических и правозащитных общественных организаций и власти, создание общественных советов и комиссий, общероссийских коалиций по продвижению общественных экологических интересов. Это позволит оказывать большее влияние на природоохранные структуры, в том числе и правоохранительные, для повышения ответственности при принятии общественно-значимых экологических решений. Это, прежде всего, касается повышения ответственности при проведении государственных экологических экспертиз, оценок воздействия на окружающую среду. И, конечно же, необходимо усилить взаимодействие со СМИ для более успешного и эффективного решения вышеперечисленных задач.
Список тезисов сообщений участников |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |