О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Научно-практическая конференция "Права человека, экология и гражданское общество"
Уроки общественной кампании "Байкал дороже нефти" (2002-2005 г.г.) Мы были вынуждены заниматься этой общественной кампанией из-за планов строительства нефтепроводов в водосборном бассейне озера Байкал. В целом, в последние годы общественным экологическим организациям России приходится много заниматься защитой общественных интересов в связи с развитием нефтегазового сектора экономики. Планы развития этого сектора не согласуются с интересами регионов, где происходит добыча и транспортировка углеводородного сырья, с международными договорами и собственно с законодательством Российской Федерации, которое определяет порядок принятия решения по какому-то конкретному проекту в зависимости от результатов учета мнения местных жителей и заинтересованной общественности, от результатов экологической экспертизы и сопоставления возможных благ от проекта и потерь, анализа альтернатив. Государственная политика определяется интересами нефте-газового сектора, а не общественными интересами - отсюда отношение федеральной власти к регионам, как к сырьевому ресурсу промышленников, а не как к самостоятельному субъекту, с которым нужно согласовывать свои действия. Присутствие государственных чиновников в советах директоров нефте-газовых компаний не приводит к учету общественных интересов в политике компаний, а наоборот, является проводником политики компаний во властных структурах. Вопросы быстрого получения прибыли наиболее дешёвым путем и как можно быстрее - этот приоритет бизнеса стал приоритетом государства, и только активность и организованность общественности с опорой на законодательство и публичность целей и действий могут повлиять на практику нефте-газового сектора. Общественная кампания "Байкал дороже нефти" появилась в связи с планами строительства экспортных нефтепроводов в водосборном бассейне озера Байкал для экспорта российской нефти в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона: проект ЮКОСа (нефтепровод из России в Китай "Ангарск-Дацин"), так называемый южный вариант, и проект "Транснефти", северный вариант, маршрут которого несколько раз пересматривался: в 2003 г. это был проект "Ангарск-Перевозная", затем два варианта "Тайшет-Перевозная" (или "Восточная Сибирь - Тихий океан"). Цель кампании - предотвратить строительство нефтепроводов в водосборном бассейне озера Байкал, способствовать переходу от сырьевой модели развития к устойчивому развитию. Почему именно так формулируется цель компании? Трассы планируемых нефтепроводов пересекают водосборный бассейн озера в самых сейсмоопасных участках. И на юге Байкала, и на его севере находятся эпицентры самых мощных землетрясений в Сибири (до 9,5 баллов по Рихтеру). Озеро Байкал находится в рифтовой зоне, его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Кроме того, Байкал - самое глубокое озеро мира, по объему воды превышает все пресные озера мира (содержит 20% мировых и 80% российских запасов поверхностной пресной воды). Нефтепроводы планировалось прокладывать по высокогорью, в самых сложных геологических условиях, труднодоступных в случае аварий. С точки зрения ценности озера, рисков повреждения нефтепровода в результате землетрясений, селей, осыпей, сложности доступа и трудностей очистки озера в случае нефтяного загрязнения, региональные НПО ("Байкальская Экологическая Волна" и "Бурятское региональное объединение по Байкалу") на основании общественных экологических экспертиз и знакомства с доступными общественности материалами проектов нефтепроводов пришли к выводу о том, что строительство таких нефтепроводов в водосборном бассейне озера Байкал недопустимо. Почему потребовалось организовывать общественную кампанию, а не ограничиться экспертизами проектов и судебными процессами? Было ясно, что за планами строительства нефтепроводов стоят мощные финансовые интересы, подкрепленные административными ресурсами. В конце 2002 года, во время общественной экологической экспертизы проекта нефтепровода ЮКОСа, в офисе "Байкальской Экологической Волны" был обыск ФСБ с изъятием всех жестких дисков компьютеров, в том числе с материалами проекта нефтепровода. Это событие, получившее широкий общественный резонанс, произошло почти на год позже завершения проекта, в связи с которым был произведён обыск (позже дело было закрыто, так как двумя экспертизами было установлено отсутствие оснований для уголовного дела), но как раз во время важной экспертной работы. Ещё несколько важных моментов, объясняющих позицию НПО и послуживших основанием проведения именно общественной кампании:
Что помогло спланировать кампанию? Программа "Защита прав и интересов", организованная Межрегиональным общественным фондом "Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив", в которой довелось принять участие представителю "Байкальской Экологической Волны", дала общее представление об организации общественных кампаний. Совещание, поддержанное фондом имени Генриха Бёлля, (июнь 2003 г.) помогло разработать стратегии действий с учетом опыта разных организаций. Конференция Сосновской коалиции НПО (август 2003 г), организованная при поддержке PERK в Тункинском районе Республики Бурятия помогла продолжить обсуждение общих действий с участием НПО Сибири и Дальнего Востока (по трассе "северного" варианта нефтепровода). Практически все мероприятия, сыгравшие ключевую роль в положительных результатах совместных действий НПО по поводу нефтепроводных проектов, были разработаны и спланированы в результате этих стратегических обсуждений. Поэтому исключительное значение для успешности совместных действий нескольких организаций, разделенных большими расстояниями, имеют подобные встречи. Этапы кампании:
Издания, информирование Буклеты Факторы успеха
Использование направленных против нас действий в свою пользу
Активная работа с населением и СМИ: оперативная информация с мест позволяет лучше ориентироваться Тесный контакт с государственной экологической экспертизой Взаимодействие с ЮНЕСКО, Советом по правам человека при Президенте Опора на данные общественных экологических экспертиз Обращение в суды, прокуратуру Уроки Обычно не выполняется всё запланированное, в силу занятости всех участников только 1/3. Кампания требует менять планы в зависимости от ситуации, а все мы обычно заняты работой в проектах, где все шаги заранее запланированы. Получается, что все участники кампании работают с большой перегрузкой. Особенности 2005 г.
"Транснефть" не тратится на PR, но работает с псевдо-НПО |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |