О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Девятая Конференция МСоЭСМеждународный социально-экологический союз
Исх. №_______ от 1.06.2007
Председателю Комитета по науке, культуре,
Председателю Правительства РФ
С 29 мая по 1 июня 2007 г. в Самарской области прошла 9-я конференция Международного Социально-экологического Союза, одной из старейших природоохранных организаций на пространстве России и бывшего Советского Союза. Ее делегаты обсудили ситуацию и высказали обеспокоенность в связи с фактической отменой государственной экологической экспертизы в России. 1. Институт государственной экологической экспертизы рассматривается нами как основная гарантия реализации ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Принципиальное значение имеет учет общественного мнения при реализации проектов хозяйственной деятельности. Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственной экологической экспертизы, в том числе общественной экологической экспертизы, оправдывала себя как возможность граждан и общественных объединений высказывать свое мнение по намечаемой хозяйственной деятельности и, с другой стороны, являясь положением, закрепленным на уровне закона, обязывала органы государственного экологического управления принимать предложения граждан и учитывать их. По некоторым данным последних лет, до принятия Закона ежегодно 1/5 материалов, направляемых на экологическую экспертизу, имели отрицательную оценку или отправлялась на доработку. Перечень экологических прав граждан, установленный ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит право на инициирование проведения общественной экологической экспертизы и участие в ней в установленном порядке. Но поскольку установленные Законом объекты экологической экспертизы (ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в ред. ФЗ № 232), носят неопределенный характер, и их круг ограничен, реализовать это право практически невозможно. 2. Закон внес негативные изменения в природоохранные положения таких актов как:
3. Изменения, внесенные Законом, оцениваются участниками 9 Конференции МСОЭС отрицательно, поскольку государственная экологическая экспертиза является превентивной мерой. До вступления в силу Закона, проекты по которым не имелись положительные заключения государственной экологической экспертизы не подлежали реализации. С 1 января 2007г. м ера предупреждения предупредительная мера воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду фактически отсутствует. 4. В соответствии с Законом под экологической экспертизой понимается установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. На сегодняшний день ни один экологический технический регламент не принят. Создается правовой вакуум, когда без учета мнения общественности могут реализовываться опасные для здоровья населения проекты, такие как атомные электростанции и другие. 5. Закон противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права – Декларации Стокгольм 1972г., Рио-де-Жанейро 1992г., и др. Так, Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991г. (Эспо), подписанная Россией в том же году, содержит весьма широкий перечень объектов: ТЭЦ, АЭС, автомагистрали, скоростные дороги, трассы железнодорожного сообщения, аэропорты и другие. А под «воздействием на окружающую среду» понимаются любые последствия планируемой деятельности, как прямое, так и косвенное воздействие на человека, природные объекты и их взаимодействие. Закон, изменив предмет экологической экспертизы, не предусматривает подобных характеристик и излишне формализован, что препятствует доступу населения к экологически значимой информации. 6. Последствиями фактического упразднения экологической экспертизы как меры по предупреждению нанесения экологического вреда с обязательным участием общественности является бесконтрольное усугубление ситуации неблагоприятной экологии в России и нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Считаем, что все вышеуказанные обстоятельства являются основанием для отмены Федерального закона от 18.12.2006г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». На основании изложенного, участники 9 Конференции МСоЭС решили: Направить настоящую резолюцию в Государственную Думу ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Правительство РФ с предложением: 1. Принять Федеральный закон «О признании утратившим силу Федерального закона от 18.12.2006г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части отмены экологической экспертизы и общественного участия. 2. Принять Федеральный закон «О признании утратившим силу ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ» 3. Принять Федеральный закон «О ратификации Конвенции Экономической Комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991г.»
Председатель Оргкомитета 9-й Конференции МСоЭС
Правительство Российской Федерации
тел. приемной Правительства РФ: (045) 205-42-97
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |