Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Продолжение дискуссии о стратегии действий СоЭС в 21 веке

"Скорость конвейеров растет с каждым годом,
Но наши запросы быстрей.
Для кого-то время - лишь новая мода,
Для нас - столкновенье идей".
Ю.Шевчук, ДДТ

Вопреки устоявшемуся мнению лишенными достойной жизни в наше время оказываются не только "малоимущие гра-ждане", но, как ни странно, большинство "благополучного" западного населения. Вряд ли можно назвать достойной жизнью постоянный стресс, брошенных детей и синтетическую пищу. Однако пока "Запад" представляется вершиной цивилизации, той самой достойной жизнью. На этот миф, к сожалению, пока покупаются очень многие.

Сейчас СоЭС и его программы все больше на себя берут функции проведения идеи и передачи знаний современному обществу наших стран о возможности принципиально иной жизни, иного существования цивилизации. В СоЭС разви-ваются программы, способные это сделать - в первую очередь, "Экопоселения XXI века". Однако прежде чем осущест-вятся цели, заложенные в этой программе и ей созвучных, нам предстоит еще очень многое сделать, развеять многие мифы.

Шаги на пути

Одной из задача СоЭС, на наш взгляд, закономерным образом стало восстановление социальных связей, без которых не произойдет трансформации сообщества, без которой, в свою очередь, невозможно достижение целей, декларируемых СоЭС. Первым шагом в этом направдении должна стать реабилитация человеческой личности, почти пермолотой со-временной цивилизацией.

Необходимо вернуть людям понимание собственных сил, собственной ответственности, способностей решать самим. Существующая система - это во многом - искушение безответственностью: "ты работай, а мы за тебя все решим. Твоя основная проблема - как прокормить себя и свое семейство, а все остальное - не твоя забота."

Людям необходимо вернуть способность быть личностью. Современное общество свело понятие личность к выживанию и удовлетворению потребностей. Из понятия личность была абсолютно выкинута, вырезана главная часть - способность взять на себя ответственность, способность принять решение, именно способность в жизни выйти за рамки удовлетво-рения личных потребностей.

Личность - это способность выглянуть, вылезти за рамки ячейки. Способность к творчеству - важная часть человеческой личности, поэтому разрушение понятия личности в обществе (и самой личности) коснулось и творчества. Сейчас во многом творческое начало считается помехой "серьезной" работе, карьере, именно оно остается у людей невостребованным.

Вполне закономерно, что до технизации практически у каждого, занятого в производстве (или, скорее, создании), была возможность проявить себя как личность в том, что этот человек производил. Каждая вещь несла на себе отпечаток мас-терства - а значит, личности мастера. Но технизация превратила человека в придаток машины, личность стала не нужна. Изобретенный конвейерный метод производства перенесся и на общество - каждый разложен в свою ячейку и выполня-ет только одну операцию. Неудивительно, что система массового образования и воспитания направлена на производст-во деталек, а не личностей, на нивелирование всех острых углов.

Человек превращается в безличностную детальку. У детальки есть только потребности, она озабочена своим существо-ванием, и поэтому ею легко управлять, деталька не развивается и поэтому предсказуема, ее легко встроить в систему. Такое поведение одного человека и цивилизации в целом, как уже неоднократно писалось, подобно раковой клетке и раковой опухоли - со всеми вытекающими отсюда для человечества последствиями.

Однако подобная нивелировка бесследно не проходит - такие загнанные внутрь атавизмы как творчество, мораль, чело-вечность - дают о себе знать стрессами, чувством нереализованности и безысходности. Повальное хождение к психо-аналитикам, как это происходит на Западе, проблему не решает, так как опять замыкает человека на себе, на собствен-ных проблемах, на собственной пустоте.

Страх перед будущим - это самый большой, самый страшный страх современного цивилизованного общества. Согласно данным различных опросов, этот страх вызван именно отсутствием ощущения контроля над собственным будущим.

В экстремальной, стрессовой ситуации включаются различные биологические механизмы - не только механизмы взаим-ного уничтожения при конкуренции за ресурсы, но, и, если так можно выразиться, механизмы взаимного спасения.

Механизмы взаимного уничтожения в виде войн и локальных конфликтов достаточно описаны. По нашему мнению, та часть человечества, которую можно обозначить как популяцию власть имущих (на разных уровнях) ощущая кризисную ситуацию и выскальзывание власти из своих рук, включает единственный знакомый ей механизм регулирования - унич-тожение "лишнего" населения и жесткий контроль над оставшимися "детальками".

В другой же части человечества включаются механизмы взаимного спасения. Механизмы объединения в сообщества взаимопомощи известны давно и выработаны эволюцией. Суровые условия Антарктики сформировали общественное поведение пингвинов, океан - дельфинов и т.д. Помочь этому механизму "включиться" прежде всего, с помощью рас-пространяемой нами информации - это еще один шаг, который необходим для "спасения утопающих".

В странах бСССР, по крайней мере, фрагменты сообществ основанных на взаимной помощи, существовали всегда и до конца не были уничтожены. Традиционно такие сообщества формировались по местному принципу.

Однако сейчас, когда социальная ткань, социальные связи во многом разрушены, такие сообщества формируются уже не только и не столько по местному, но скорее, по идеологическому принципу - по принципу поиска себе подобных. Сразу необходимо отделить эти сообщества от иных идеологических формаций типа сект. Одним из основных призна-ков таких сообществ является их не-иерархичность, внутренняя свобода, дающая возможность развития каждой лично-сти. Возможность развития в работе для всех, востребованность (в творчестве для других) создает практически неис-черпаемый потенциал и стабильность таких сообществ.

Ответственность за принятие решений там ложится на всех чле-нов сообщества, и управление из игры во власть, в "порулить", превращается в ответственный процесс определения собственного будущего (и будущего своих детей). Взаимная ответственность всех перед всеми облегчает восстановле-ние социальных связей и функций, на этой основе возникают поселения нового типа - экопоселения. Это качественно новый, следующий шаг.

Конечно, речь не идет о том, чтобы загнать всех людей в экопоселения. Однако людей уже сейчас привлекает подобный образ жизни как альтернатива существующему конвейерному. Процессы, результатом которых становится создание поселений, хорошо прослеживается на Западе - в силу большего стресса, большего отрыва от естественной среды и большей мобильности. На Западе практически все сообщества создаются, чтобы спастись от страха - перед потреби-тельской цивилизацией, перед "хищными вещами века", перед одиночеством. Пропаганда потребления, материальных ценностей, материального достижения длиной в несколько столетий сделала свое дело - налицо глубокий духовный кри-зис, спасения от которого люди ищут у себе подобных. Основой, самой прочной основой, делающей собственно, сооб-щество устойчивым, являются все же духовные связи и общая духовная цель. (Пока, правда, в основном люди пытаются восстановить порванные материальной цивилизацией духовные связи между собой, между собой и природой, не ставя перед собой цель некоторого дальнейшего духовного развития. Но для всего нужно время.)

Долгое одиночество в мире вещей учит кое-чему полезному, тому, чего так часто не хватает в наших сообществах. А именно - ценить каждого, как личность, как целый мир с правом голоса, зачастую с решающим правом голоса. Люди учатся смотреть друг на друга по-новому - не как на винтики или как на что-то чуждое и отдельное, а как на абсолютно уникальную, незаменимую часть мира, экосистемы - как кому больше нравится.

Чисто технологически и экономически трансформация в иное сообщество - без голода, холода и звериных шкур вполне возможна уже сейчас, на территории наших стран в первую очередь. Проблема в психологии - в отчасти врожденном, отчасти навязанном синдроме бедности и недоразвитости. "Детальки" с этим синдромом легко управляемы, будучи по-давлены и обезволены. Как уже писалось, те, на ком все держится, хранители и строители, загнаны в угол, унижены и искалечены сегодняшней системой. "По-другому быть не может" - это почти клеймо в мозгу.

Наш опыт

СоЭС - это сообщество, это среда, которая восстанавливает, выращивает нормальную человеческую личность. Самим своим существованием мы уже показываем, что иная жизнь, иные взаимоотношения между людьми и группами людей возможны, и это дает силы и желание менять себя и мир вокруг себя очень многим. Мы работаем, мы спасаем человека от последствий его деятельности, мы предлагаем помощь и поддержку тем, кому не все равно. Но действительно, на-верно наша работа измеряется не только и не столько количеством побежденных АЭС, остановленных проектов, и даже не количеством созданных охраняемых территорий. Наверно, наша работа измеряется количеством пришедших к нам, почувствовавших свою нужность, востребованность, количеством тех, чья жизнь изменилась в лучшую сторону, в чьей жизни появился луч надежды, благодаря СоЭС.

Конечно, духовность (праведность, как хотите) нельзя ни построить, ни натренировать, как мускулы. Но, тем не менее, у нас есть основное орудие, которое способно помочь людям обрести почву под ногами. Это - информация. Информа-ция на всех уровнях - от самого маленького - одного многоэтажного дома, одного квартала до массовых изданий и гло-бальной информационной сети. Для того, чтобы люди смогли сами изменить свою жизнь, вовсе не надо собирать всех в экопоселения. Ведь сообщество можно создать в одном квартале, в одном доме.

Изменения и создание сообщества всегда происходит вокруг чего-то - и лучше, если это происходит вокруг конкретно-го, хорошего, инициированного нами дела. А таких дел - море. Наверно, работа по созданию сообществ на месте, там, где люди уже живут, не занимаясь отбором достойных и недостойных,- самое сложное, но и одно из самых необходи-мых дел, без которого из болота бегемота не вытащить.

О.Берлова, В.Колесникова
пресс-служба ЦКИ СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность