Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Резолюция от секции
"ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ"

Ведущий - Николай Гришин, координатор Программы МСоЭС "Общественность и оценки воздействия"
  1. Конференция отмечает, что оценка воздействия на окружающую среду, предусматривающая:
- рассмотрение разумных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой деятельности (включая "нулевой вариант" - отказ от деятельности) ,
- оценку экологических, экономических, социальных и иных последствий рассматриваемых вариантов достижения цели намечаемой деятельности и принятие окончательного решения на основании сравнительного анализа этих последствий,
- участия общественности во всех этапах проведения оценки воздействия, начиная с самой ранней стадии этой процедуры, является одним из наиболее эффективных и обоснованных с правовой точки зрения механизмов участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений.
  2. Конференция призывает общественность и правительства стран, не являющихся Сторонами Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принять меры для скорейшего присоединения к Конвенции, а также - руководствоваться положениями Конвенции до присоединения к ней.
  3. Конференция одобряет проект Руководящих принципов участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подготовленный для ЕЭК ООН в соответствии с решением Первого Совещания Сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Осло, май 1998г.) неправительственной организацией Агентством "ЭКОТЕРРА" при содействии Секретариата Конвенции и финансовой поддержке Италии с учетом предложений группы международных экспертов из 17 стран, включая экспертов из 13 стран с экономикой переходного периода и представителей НПО Азербайджана, Армении, Грузии, России, Туркменистана и Украины, а также ряда международных неправительственных организаций, включая Международный Социально-экологический Союз.
  Конференция рекомендует членам МСоЭС использовать данный документ в проектах, имеющих трансграничное воздействие.
  4. Конференция отмечает, что стратегическая экологическая оценка, представляющая собой применение принципов оценки воздействия на окружающую среду к планам и программам развития деятельности, может стать эффективным механизмом подготовки и принятия экологически значимых решений в интересах ныне живущих и будущих поколений людей и охраны окружающей среды. В частности, при проведении стратегической экологической оценки развития энергетики необходимо рассматривать все приемлемые виды и способы энергообеспечения, включая альтернативную энергетику и энергосбережение. При этом необходимо делать оценку и сравнительный анализ экологических, экономических, социальных и иных последствий различных видов и способов энергообеспечения, включая полный цикл функционирования энергообъектов. Для объектов атомной энергетики это означает, в частности, необходимость оценки стоимости и последствий вывода АЭС из эксплуатации, доведения территории ее размещения до уровня "зеленой лужайки" и решения проблемы отработанного ядерного топлива.
  5. Конференция призывает общественность и правительства способствовать проведению стратегической экологической оценки национальных и региональных программ развития, особенно регионов с критической экологической обстановкой, в первую очередь в бассейнах Каспийского, Аральского, Черного и Азовского морей.
  При этом в нефте- и газоносных регионах следует рассматривать экологические, экономические, социальные и иные последствия не только добычи и транспорта углеводородов (имеющих временные пределы) , но и развития рыболовства, туризма, рекреации и иных видов деятельности, которые могут развиваться в долгосрочной перспективе в интересах повышения качества жизни народов и охраны окружающей среды.
  6. Основными направлениями деятельности по Программе МСоЭС "Общественность и оценки воздействия" в дальнейшем следует считать:
- создание баз данных по экспертам, законодательству и проектам нормативных актов по различным аспектам оценки воздействия на окружающую среду,
- системы подготовки и переподготовки кадров,
- системы раннего оповещения общественности о намечаемых проектах, имеющих трансграничное воздействие,
- систему привлечения внешних экспертов.
  7. Конференция, в целях повышения авторитета МСоЭС, поручает ЦКИ МСоЭС разработать систему финансирования Программ МСоЭС и создать комплексную базу данных по экспертам различного профиля, а также обращается ко всем тем, кто может помочь в решении данных проблем.

***

  *) Под термином "оценки воздействия" понимаются прежде всего экологические оценки, т.е. оценка воздействия на окружающую среду (Environmental Impact Assessmenrt - EIA) , стратегическая экологическая оценка (Strategic Environmental Assessmenrt - SEA) , экологическая оценка (Environmental Assessmenrt -EA) в соответствии с требованиями международных финансовых организаций (МБРР, ЕБРР) и послепроектный анализ; в дальнейшем предполагается рассматривать также оценку риска и другие понятия, входящие в обобщающий термин "Impact assessment".

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность