Сегодня состоялась подача жалобы более 1,5 тысяч граждан против строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург-Москва в Конституционный суд РФ. Одновременно с гражданами в суд с запросом о соответствии Конституции Указов Президента и Постановлений Правительства о строительстве и финансировании ВСМ обратились депутаты Государственной Думы.
Ранее, в феврале 1997 года 350 граждан и 30 организаций России обращались в Верховный суд, который отказал в принятии к рассмотрению их иска по отмене этих актов. (По закону, эти Указы Президента и Постановления Правительства) не должны были появиться на свет, так как до сих пор не существует положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта ВСМ).
Основанием для отказа тогда послужила неподведомственность данного иска Верховному суду. Там сочли обжалуемые акты нормативными, тогда как по закону эта инстанция рассматривает дела “об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ”.
“Но позиция Верховного Суда не заставила общественность замолчать, и в случае отказа Конституционного суда рассмотреть это дело, граждане нашей страны обратяться в международные судебные инстанции, что предусматривается российским законодательством и международными правовыми нормами”, - заявляют адвокаты по делу, сотрудники неправительственной организации “Экоюрис”.
Не только незаконность строительства ВСМ и угроза, нависшая над Валдайским национальным парком, через который пройдет высокоскоростная трасса, заставили людей обратиться в суд. Будущая магистраль ущербна с экономической точки зрения. По расчетам разработчиков и исполнителей проекта - РАО ВСМ для того, чтобы дорога оправдала себя по ней ежегодно должны проезжать 17,5 млн человек. То есть в 9 раз больше, чем сегодня перевозит существующая между двумя столицами Октябрьская железная дорога. Эксперты Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) считают, что пассажиров вообще должно быть не меньше 40 млн в год, иначе проект - бесполезная трата денег.
Эксперты ЕБРР и российские экономисты (Министерство Экономики) уверены в одном - строить новую магистраль сегодня не имеет никакого смысла. Тем более, что Октябрьская дорога после реконструкции, которая сейчас идет полным ходом, будет продолжать обеспечивать все необходимые пассажирские перевозки, да к тому же гораздо быстрее, чем раньше: всего за 4 часа в один конец. Решение о начале такой реконструкции было принято в ноябре 1995 года на Коллегии Министерства путей сообщения. Тогда же было решено, что необходимые для этого деньги (около 4 трлн рублей) Министерство изыщет в своих фондах.
Теперь податели жалобы и запроса ждут решения Конституционного Суда, который принять к рассмотрению эти документы