О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Дополнительные материалы к стенду "Свобода информации"Пермский региональный правозащитный центр при финансовом содействии Посольства Королевства Нидерландов
Ты имеешь право …В сегодняшней российской действительности право гражданина на информацию продолжает оставаться самым нарушаемым. Причина этого не только в том, что законодательство не регулирует четко процесс реализации этого права, но еще и потому, что нарушение этого права не кажется правоохранительным органам, да и зачастую самим гражданам, чье право нарушается, самой опасной формой посягательств на гражданские права. Такие нарушения, как правило, не влекут сколько-нибудь ощутимого материального ущерба, и мало найдется желающих отстоять свое право на получение информации через суд в связи с несоизмеримостью судебных издержек и незначительности нарушенного права. Все это вызывают потерю времени и нервов, раздражение граждан, и создают ощущение полного бездействия закона и безнаказанности чиновников.
При обращении в официальные инстанции за получением информации часто приходиться слышать:
Часто бывает и так, что отказ в предоставлении информации представителями государственных органов вообще никак не объясняется. Большинство граждан либо "машут на все рукой", либо вынуждены платить за услуги юриста, который хоть что-то им сможет объяснить или поможет обратиться в суд. В последнем случае гражданин вынужден действовать "вслепую" и тратить свои деньги, не будучи сколько-нибудь уверенным в конечном результате. Такое положение дел создает потенциальную возможность для нарушения всех других прав. Да, и вообще делает невозможной нормальную цивилизованную жизнь. Какими же нормативными актами регламентируются право на предоставление информации?Ст. 24 Конституции РФ устанавливает право доступа лиц к документированной информации, которая непосредственно затрагивает их права и свободы: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом". "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом" (п. 3 ст. 29 Конституции РФ).Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации": "Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем информационных ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации", кроме информации с ограниченным доступом. Право граждан на доступ к информации о них самих данным законом регламентировано отдельно: "Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами". Закон Российской Федерации от 27.04.93 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" устанавливает: "Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах". Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 31) гарантируют каждому гражданину право получить информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответсвенность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.39). Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. (ст. 13.11) Но что ты будешь с ним делать …Не смотря на существующие в настоящее время проблемы, связанные с порядком реализации гарантированных прав на информацию, мы хотим предложить Вам некоторые рекомендации, которые на наш взгляд несколько облегчат Ваши попытки получить необходимую информацию.Определите, от какого учреждения (органа, организации) вам необходимо получить нужную информацию (документ с соответствующими разъяснениями). Выясните относится ли этот вопрос к его компетенции. В противном случае спустя месяц вы рискуете получить ответ о том, что обратились не по адресу. Обращаться надо лучше письменно, чтобы у соответствующего должностного лица возникла обязанность дать ответ на Ваше обращение, в противном случае все может ограничиться лишь душевной беседой, которая никого ни к чему не обязывает. Для этого выясните точный адрес учреждения, должность, фамилию его руководителя, телефоны канцелярии, место и часы приема корреспонденции, а также установленные сроки ответа на запросы и письма и каким документом эти сроки установлены. Не забудьте указать на письме-запросе свой обратный адрес, иначе ответ не придет. Попытайтесь направить письмо-запрос через канцелярию. Настаиваете на том, чтобы при приеме запроса поставили штамп с датой и входящим номером на втором экземпляре письма. Если это действие отказываются совершить, лучше отправьте письмо по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении, так как если вы просто отдадите письмо, сложно потом будет доказать, что вы его вообще направляли. Спросите, куда звонить для контроля за исполнением вашего письма-запроса. Через несколько дней позвоните и узнайте, кого назначили исполнителем по вашему письму-запросу, а также фамилию и телефон вышестоящего руководителя исполнителя, чтобы у вас была возможность, контролируя действия исполнителя, обратиться к его руководству в случае проволочек с исполнением (что и следует делать, если таковые возникнут). Если говорят, что нельзя …К сожалению, очень часто при направлении требований о предоставлении информации происходят случаи, когда в результате недобросовестного отношения к исполнению обязанностей, превышения служебных полномочий, а иногда и открытого неуважения к нормам законодательства со стороны отдельных должностных лиц граждане вынуждены обращаться с жалобой на отказ в предоставлении информации.Порядок подачи и разрешения жалоб может носить как административный, так и судебный характер. При обжаловании в административном порядке жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и лица, действия которых обжалуются. В случае, если гражданин не знает или не может установить конкретных должностных лиц, по вине которых были нарушены его законные права и интересы, жалобу следует подавать на имя руководителя органа (организации), в непосредственном ведении которого находится сфера деятельности по обжалуемому вопросу. Жалоба на отказ в предоставлении информации может быть подана как в письменной, так и в устной форме. Но на устные жалобы, как правило, и ответы даются в устной форме, в связи с чем рекомендуется всегда оформлять жалобы в письменном виде. Кроме того, в случае непринятия мер по жалобе, а также в случае отказа в ее удовлетворении гражданин вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в вышестоящий орган или в суд, и тогда понадобится письменный ответ на нее либо иные доказательства обращения с жалобой в установленном порядке. Письменная жалоба на отказ в предоставлении информации подается в том же порядке, как и письмо-запрос. Общий срок для рассмотрения жалобы установлен 1 месяца со дня поступления в органы, обязанные разрешить поставленные в ней вопросы по существу. В случаях, когда для рассмотрения жалобы необходимо провести специальные проверки, которые не могут быть проведены в течение вышеназванного срока, срок на разрешение жалобы может быть продлен руководителем соответствующего органа, но не более чем на 1 месяц. О продлении срока разрешения жалобы письменно уведомляется лицо, подавшее жалобу. О принятом решении в письменном виде сообщается лицу, подавшему жалобу на отказ в предоставлении информации. Ответ на жалобу оформляется со ссылкой на законодательство РФ и иные нормативные правовые акты. Используйте все возможностиС жалобой на отказ в предоставлении необходимой информации можно обращаться в специально предназначенные для контроля за соблюдением законности органы - прокуратуру. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" жалобы, содержащие сведения о нарушениях законодательства РФ, могут быть направлены на разрешение в органы прокуратуры, которые рассматривают и разрешают их в общеустановленном порядке. Отсутствие прямой заинтересованности со стороны этих органов в разрешении спора обеспечивает возможность эффективного и быстрого разрешения возникшей у Вас проблемы с получением информации.Мгновения, растянутые в столетияЕсли не удалось решить вопрос о предоставлении необходимой информации через вышестоящую инстанцию или органы прокуратуры, Вы вправе обратиться в суд с требованием обязать орган, организацию или должностное лицо предоставить требуемую информацию. Это высшая инстанция, которая ставит точку в разрешении любого конфликта или спора. Главная задача суда обеспечить восстановление законности в соответствии с законом и предоставленными участвующими в споре лицами доказательствами, но, к сожалению, делает это не всегда своевременно и быстро.Прибегнуть к помощи суда при истребовании необходимой ему информации гражданин может двумя способами:
К жалобе необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины (15 % МРОТ). Суд по просьбе заявителя может освободить его от уплаты государственной пошлины или уменьшить ее размер. Установив обоснованность жалобы на отказ в предоставлении информации, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает ответчика предоставить требуемую информацию. Кроме того, суд определяет ответственность органа (организации), должностного лица или государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. Суд по просьбе обратившегося гражданина может принять также решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных ему незаконными действиями. Например, в связи с этим Вам была задержана выплата пособия или субсидии. В этом случае суд обяжет нарушителя выплатить неполученные Вами суммы. Следует подчеркнуть, что даже если обжалуемые гражданином действия будут признаны законными, но будет установлено, что до обращения в суд гражданин обращался с жалобой в вышестоящий орган - и жалоба была оставлена без ответа или ответ на нее был дан с нарушением предусмотренного законодательством срока - судебные издержки возлагаются на орган (должностное лицо), действия которого обжалуются. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушения прав граждан на информацию: неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, несвоевременное ее предоставление, либо предоставление неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.39 КоАП).
Адреса:
Прокуратура Пермской области:
Размещено 21.03.2004
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |