Проблема
диоксинов
в России
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября
1995 г. N 1102
О федеральной
целевой программе
"Защита окружающей
природной среды
и населения
от диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
на 1996-1997 годы"
В целях снижения
загрязнения
окружающей
природной среды
диоксинами
и диоксиноподобными
токсикантами
и обеспечения
охраны здоровья
населения
Правительство
Российской
Федерации
постановляет
:
1. Утвердить
прилагаемую
федеральную
целевую программу
"Защита окружающей
природной среды
и населения
от диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
на 1996-1997 годы"
(далее именуется
- Программа).
2. Определить
государственными
заказчиками
Программы
Министерство
охраны окружающей
среды и природных
ресурсов Российской
Федерации
и Государственный
комитет санитарно-эпидемиологического
надзора Российской
Федерации.
3. Министерству
экономики
Российской
Федерации
и Министерству
финансов
Российской
Федерации
включить Программу
в перечень федеральных
целевых программ,
финансируемых
в установленном
порядке из
федерального
бюджета.
4. Рекомендовать
органам исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации,
имеющих территории,
загрязненные
диоксинами
и диоксиноподобными
токсикантами,
и производства,
являющиеся
источниками
их поступления
в окружающую
среду, разработать
и утвердить
в 1996-1997 годах по
согласованию
с Министерством
охраны окружающей
среды и природных
ресурсов Российской
Федерации
и Государственным
комитетом
санитарно-эпидемиологического
надзора Российской
Федерации
целевые региональные
программы
неотложных
мер по снижению
воздействия
диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
на окружающую
среду и население,
предусмотрев
привлечение
для их финансирования
средств бюджетов
субъектов
Российской
Федерации
и внебюджетных
источников.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 5 ноября
1995 г. N 1102
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Защита окружающей
природной среды
и населения
от диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
на 1996-1997 годы"
П А С П О Р Т
федеральной
целевой программы
"Защита окружающей
природной среды
и населения
от диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
на 1996-1997 годы"
Наименование
Программы
Защита окружающей
природной среды
и населения
от диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
на 1996-1997 годы
Дата принятия
решения о разработке
Программы,
дата ее утверждения
(наименование
и номер соответствующего
акта)
Постановление
Правительства
Российской
Федерации
от 18 мая 1994 г. N 496
"О плане действий
Правительства
Российской
Федерации
по охране окружающей
среды на 1994-1995 годы"
Постановление
Правительства
Российской
Федерации
от 5 ноября 1995
г. N 1102 "О федеральной
целевой программе
"Защита окружающей
природной среды
и населения
от диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
на 1996-1997 годы"
Государственные
заказчики
Программы
Минприроды
России, Госкомсанэпиднадзор
России
Основные
разработчики
Программы
Минприроды
России, Госкомсанэпиднадзор
России, Минздравмедпром
России, Росгидромет,
Госстандарт
России, МГУ
им.М.В.Ломоносова
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Сокращение
техногенного
загрязнения
природной среды
диоксинами
и диоксиноподобными
токсикантами
и минимизация
их вредного
воздействия
на здоровье
населения
на территории
Российской
Федерации;
разработка
правовых, экономических
и организационных
мероприятий
по защите
окружающей
природной среды
и населения
Российской
Федерации
от диоксинов;
создание в
Российской
Федерации
государственного
банка данных
по содержанию
диоксинов
в объектах
окружающей
среды, продуктах
питания, кормах,
промышленной
продукции
и отходах
производства;
проведение
локального
экологического
и гигиенического
мониторинга,
инвентаризация
диоксиноопасных
технологий
и производств;
санитарно-гигиеническая
и медико-биологическая
оценка состояния
окружающей
среды и здоровья
человека в
регионах, загрязненных
диоксинами
и диоксиноподобными
токсикантами;
разработка
и создание
системы социально-медицинских
мероприятий
по диагностике,
профилактике
и реабилитации
здоровья населения;
разработка
гигиенических
и экологических
нормативов
содержания
диоксинов
и фуранов в
различных
объектах
окружающей
природной среды,
промышленной
продукции,
отходах производства
и потребления,
питьевой воде,
продуктах
питания и
кормах; нейтрализация
диоксинов
и ограничение
их распространения
в окружающей
среде
Сроки реализации
Программы
1996-1997 годы
Перечень подпрограмм
(разделов) и
основных мероприятий
Раздел 1. Нормативно-правовое
обеспечение
безопасности
окружающей
природной среды
и населения
Раздел 2. Экономические
и организационные
мероприятия
по обеспечению
безопасности
окружающей
природной среды
и населения
Раздел 3. Оценка
масштабов
и степени
загрязнения
отдельных
регионов России
диоксинами
и фуранами
Раздел 4. Санитарно-гигиеническая
и медико-биологическая
оценка состояния
окружающей
природной среды
и здоровья
населения
в регионах,
загрязненных
диоксинами
и диоксиноподобными
токсикантами
Раздел 5. Методы
и средства
реабилитации
территорий
и здоровья
населения
в регионах,
загрязненных
диоксинами
и диоксиноподобными
токсикантами
Раздел 6. Разработка
диоксинобезопасных
технологий
и методов обезвреживания
диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
Раздел 7. Научно-информационное
обеспечение
Исполнители
подпрограмм
(разделов) и
основных мероприятий
Научные и
научно-производственные
организации
министерств
и ведомств
Российской
Федерации,
ответственных
за выполнение
заданий, подпрограмм
(разделов), и
иные научные
и научно-производственные
организации
и коллективы
по определению
государственных
заказчиков
Объемы и источники
финансирования
7622 млн.рублей
(в ценах квартала
1995 г.) из федерального
бюджета, в том
числе на 1996 год
- 3852 млн.рублей
и на 1997 год - 3770 млн.рублей
Ожидаемые
конечные результаты
реализации
Программы
Сокращение
техногенного
загрязнения
природной среды
диоксинами
и диоксиноподобными
токсикантами
и минимизация
их вредного
воздействия
на здоровье
населения
на территории
Российской
Федерации
Система организации
контроля за
исполнением
Программы
Контроль за
выполнением
мероприятий
Программы
осуществляется
в порядке, установленном
для контроля
реализации
федеральных
целевых программ.
1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Одной из глобальных
экологических
проблем в настоящее
время является
защита окружающей
природной среды
и населения
от воздействия
диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
(класс соединений,
включающий
в себя полихлорированные
дибензо-п-диоксины,
полихлорированные
дибензофураны,
бифенилы, другие
полиароматические
хлорсодержащие
вещества).
Диоксины образуются
в технологических
процессах
химической,
целлюлозно-бумажной,
металлургической
и других отраслей
промышленности,
а также при
сжигании
промышленных
отходов, городского
мусора, этилированного
бензина, дизельного
топлива и некоторых
других органических
веществ. Диоксины
относятся
к высокотоксичным
веществам,
оказывающим
вредное воздействие
на здоровье
людей и экологические
системы. Наиболее
угрожаемыми
по загрязнению
диоксинами
являются Центральный,
Уральский
и Северо-Западный
экономические
регионы России
с развитой
промышленностью,
интенсивным
земледелием,
где проживает
основная часть
населения
страны. Являясь
чрезвычайно
устойчивыми
соединениями
(период полураспада
в почве около
10 лет), диоксины
накапливаются
в почве, растениях,
животных и
в организме
человека. При
достижении
определенного
уровня накопления
диоксинов
в организмах
происходят
опасные генетические
изменения,
последствия
которых для
генофонда
населения,
растительного
и животного
мира непредсказуемы.
Российская
Федерация -
единственная
из промышленно
развитых стран,
не проводившая
до последнего
времени развернутых
экологотоксикологических
исследований
и не имевшая
государственной
программы
по проблеме
диоксинов.
Данные об опасности
диоксинов
для человека
и результаты
выборочного
обследования
содержания
этих ксенобиотиков
в природной
среде и продуктах
питания в Российской
Федерации
потребовали
разработки
федеральной
целевой программы
Защита окружающей
природной среды
и населения
от диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
на 1996-1997 годы
(далее именуется
- Программа).
Общая концепция
решения проблемы
диоксинов
исходит из
требований
Закона Российской
Федерации
Об охране
окружающей
природной
среды, реальных
социально-политических
и экономических
условий, объективной
оценки диоксиновой
опасности
для генофонда
населения,
животного
и растительного
мира и основывается
на анализе
данных состояния
здоровья населения
и результатов
выборочного
обследования
содержания
диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
в объектах
окружающей
природной среды,
питьевой воде
и продуктах
питания в Российской
Федерации,
а также из
предпосылки,
что решение
данной проблемы
в первую очередь
зависит от
отказа от
диоксиноопасных
производств
и технологий.
Обеспечение
защиты окружающей
природной среды
и населения
от диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
будет способствовать
реализации
Основных положений
государственной
стратегии
Российской
Федерации
по охране окружающей
среды и обеспечению
устойчивого
развития, одобренных
Указом Президента
Российской
Федерации
от 4 февраля
1994 г. N 236.
2. ЦЕЛИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Целями Программы
являются осуществление
системных
исследований,
научно-технических
разработок
и решение следующих
первоочередных
для данного
этапа задач
по сокращению
техногенного
загрязнения
природной
среды диоксинами
и аналогичными
суперэкотоксикантами
и минимизации
их вредного
воздействия
на здоровье
населения
на территории
Российской
Федерации:
санитарно-гигиеническая
и медико-биологическая
оценка состояния
окружающей
среды и здоровья
населения
в районах,
загрязненных
диоксинами
и диоксиноподобными
токсикантами;
разработка
и создание
системы социально-медицинских
мероприятий
по диагностике,
профилактике
воздействия
диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
и реабилитации
здоровья людей,
пострадавших
в результате
воздействия
этих веществ;
разработка
экологических
и гигиенических
нормативов
содержания
диоксинов
и фуранов в
различных
объектах
окружающей
природной среды,
промышленной
продукции,
отходах производства
и потребления,
питьевой воде,
продуктах
питания и
кормах. Социальная
эффективность
реализации
Программы
достигается:
повышением
достоверности
и полноты информации
о содержании
диоксинов
в природной
среде и продуктах
питания; созданием
государственного
санитарно-эпидемиологического
регистра и
разработкой
гигиенических
и экологических
нормативов
содержания
диоксинов
в объектах
окружающей
среды, питьевой
воде, продуктах
питания, кормах,
в промышленной
продукции
и отходах
производства;
формированием
сети аналитических
центров по
контролю за
содержанием
диоксинов;
разработкой
научно обоснованных
рекомендаций
по локализации,
снижению
поступлений
этих веществ
от известных
источников
и по реабилитации
территорий
и здоровья
населения
в диоксиноопасных
районах; разработкой
правовых, экономических
и организационных
механизмов
защиты окружающей
природной среды
и населения
от диоксинов;
проведением
локального
экологического
и гигиенического
мониторинга,
выявлением
источников
поступления
диоксинов
в окружающую
природную среду
и инвентаризацией
диоксиноопасных
технологий
и производств;
получением
объективных
данных о санитарно-гигиеническом
и медико-биологическом
состоянии
окружающей
среды и здоровья
человека в
регионах,
загрязненных
диоксинами
и диоксиноподобными
токсикантами;
обеспечением
диагностики,
профилактики
воздействия
диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
и реабилитации
здоровья людей,
пострадавших
в результате
их воздействия.
Технико-экономическая
эффективность
Программы
обеспечивается
концентрацией
необходимых
финансовых
и материальных
ресурсов, их
минимизацией
за счет использования
перспективных
разработок,
исключением
дублирования
в исследованиях
и координацией
усилий компетентных
научно-исследовательских
организаций.
Для финансирования
научно-исследовательских
и опытно- конструкторских
работ и мероприятий
согласно приложению,
рассчитанных
на период 1996-1997
годов, необходимо
выделение
7622 млн.рублей
(в ценах квартала
1995 г.) из средств
федерального
бюджета. Привлечение
средств бюджетов
субектов Российской
Федерации,
внебюджетных
и иных источников
планируется
на последующем
этапе разработки
и реализации
региональных
программ неотложных
мер по снижению
воздействия
диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
на окружающую
природную среду
и население
в соответствии
с настоящей
Программой.
Трудовые ресурсы
для реализации
Программы
включают в
себя специалистов
профильных
научно-исследовательских
учреждений
министерств,
ведомств и
организаций,
привлекаемых
к выполнению
проектов Программы.
Материальные
ресурсы для
реализации
Программы
выделяются
исполнителям
проектов по
согласованию
с заказчиками
в пределах,
предусмотренных
сметной стоимостью
соответствующих
проектов Программы.
Экономическая
эффективность
Программы
по критерию
предотвращенного
возможного
экологического
ущерба показывает,
что предотвращенный
ущерб от воздействия
диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
на окружающую
природную среду
и здоровье
населения
при реализации
Программы
и последующих
мероприятий
на ее основе,
по экспертным
оценкам, может
составить
не менее нескольких
десятков триллионов
рублей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ
Предусматривается
разработка
и внедрение
в практику
надзорных
служб экологических
и санитарно-гигиенических
нормативов
по контролю
за содержанием
диоксинов
в различных
объектах.
Экономические
и организационные
мероприятия
по обеспечению
безопасности
окружающей
природной среды
и населения
Предусматриваются
разработка
системы комплексной
экономической
оценки ущерба
окружающей
природной среде
от загрязнения
диоксинами,
базовых нормативов
платы за выбросы
и сбросы диоксинов
в окружающую
природную
среду, разработка
гибкой системы
мер экономического
стимулирования
при создании
и внедрении
диоксинобезопасных
технологий,
организация
межведомственного
научно-технического
центра по проблеме
диоксинов.
Оценка масштабов
и степени
загрязнения
отдельных
регионов России
диоксинами
и фуранами
Предусматриваются
разработка
аналитических
методик, скриннинговых
тест-систем,
государственная
регистрация
и введение
в действие
отечественных
стандартных
образцов диоксинов
и фуранов, разработка
усовершенствованного
отечественного
хромато-масс-
спектрометра,
оценка масштабов
и степени
загрязнения
диоксинами
районов размещения
предприятий
целлюлозно-бумажной
и химической
промышленности.
Санитарно-гигиеническая
и медико-биологическая
оценка состояния
окружающей
природной среды
и здоровья
населения
в районах,
загрязненных
диоксинами
Предусматриваются
проведение
анализа данных
о состоянии
здоровья и
разработка
основ профилактики
и реабилитации
здоровья населения
в диоксиноопасных
регионах.
Методы и средства
реабилитации
территорий
и здоровья
населения
в районах,
загрязненных
диоксинами
и диоксиноподобными
токсикантами
Предусматривается
осуществить
разработку
мероприятий
по реабилитации
загрязненных
территорий
и здоровья
населения.
Разработка
диоксинобезопасных
технологий
и методов обезвреживания
диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов
Предусматриваются
разработка
технических
карт основных
диоксиноопасных
производств,
мероприятий
и технических
решений по
диоксинобезопасным
методам переработки
твердых бытовых
отходов, очистке
промышленных
выбросов и
сбросов, обезвреживанию
галогеносодержащих
отходов, в том
числе отходов
целлюлозно-бумажной
промышленности,
реконструкции
диоксинпродуцирующих
производств.
Научно-информационное
обеспечение
Планируются
создание банков
данных, получение
и обработка
научной информации,
подготовка
сводных аналитических
материалов
и докладов
по проблеме
диоксинов.
4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Формы и методы
организации
управления
реализацией
Программы
определяются
государственными
заказчиками:
Министерством
охраны окружающей
среды и природных
ресурсов Российской
Федерации
по экологическим
аспектам проблемы
диоксинов;
Государственным
комитетом
санитарно-эпидемиологического
надзора Российской
Федерации
по санитарно-гигиеническим
аспектам проблемы.
Реализация
Программы
осуществляется
на основе
государственных
контрактов
(договоров)
на закупку
и поставку
продукции
для федеральных
государственных
нужд, заключаемых
государственными
заказчиками
Программы
со всеми исполнителями
программных
мероприятий.
Государственный
контракт определяет
права и обязанности
государственного
заказчика
и поставщика
по обеспечению
федеральных
государственных
нужд, регулирует
их отношения
при выполнении
государственного
контракта,
в том числе
предусматривает
контроль за
ходом работ
по выполнению
государственного
заказа государственным
заказчиком.
В результате
реализации
Программы
будут:
реализованы
правовые, экономические
и организационные
мероприятия
по защите
населения
и окружающей
природной среды
от опасного
воздействия
диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов,
создана система
государственного
экологического
контроля, разработаны
для внедрения
в народное
хозяйство
диоксинобезопасные
технологии,
методы и средства
реабилитации
загрязненных
территорий;
созданы основы
нормативно-правового
и экономического
регулирования,
организации
систематического
мониторинга
и внедрения
научно обоснованной
системы мер,
направленных
на реорганизацию
промышленного
производства
в России с
целью исключения
возможности
образования
диоксинов
как в получаемой
продукции,
так и на всех
стадиях ее
производства
и утилизации.
Социальная
значимость
выполнения
Программы
определяется
совокупностью
мероприятий,
направленных
на снижение
заболеваемости
населения,
повышение
качества продуктов
питания, питьевой
воды, защиту
здоровья и
генофонда
населения
России от опасного
воздействия
диоксинов
и диоксиноподобных
токсикантов.
В результате
реализации
Программы
станет возможным
переход к следующему
этапу решения
проблемы защиты
окружающей
природной
среды и населения
от воздействия
диоксинов
- снижению
уровня загрязнения
ими территории
России до физиологически
допустимых
норм. Для этого
предстоит
разработать
и организовать
систему постоянного
мониторинга
окружающей
среды, реализовать
план мероприятий
по локализации
и снижению
уровня загрязнения
территории
России диоксинами
и фуранами,
реабилитации
здоровья населения,
провести реорганизацию
диоксинпродуцирующих
производств,
осуществить
внедрение
диоксинобезопасных
технологий.