ПРЕСС-СЛУЖБА СоЭС
Проблемы принятия
программы
по уничтожению
химоружия
в России
Конвенция
о запрещении
разработки,
производства,
накопления
и применения
химического
оружия и о его
уничтожении
от 13 января 1993
года вступает
для России
в силу в 1995 году.
В 1997 году Россия
должна приступить
к крупномасштабному
уничтожению
своего химического
арсенала. К
2010 году Россия
согласно проекту
новой федеральной
программы
должна уничтожить
40 тысяч тонн
отравляющих
веществ. Стоимость
работ оценивается
в 16-17 триллионов
рублей.
Данная программа
- это уже третий
по счету вариант
программы,
разработанной
Минобороны
еще в 1990 году.
Однако ни
один из представленных
ранее вариантов
не был одобрен
ни Парламентом
России ни
субъектами
Федерации,
так как не
гарантировал
безопасного
уничтожения
химического
потенциала.
Февраль 1993 г.-
бывший Верховный
Совет РФ провел
слушания
по проекту
Программы
уничтожения
химоружия.
Принципиальный
подход к уничтожению
ОВ:
- создание
нескольких
объектов по
уничтожению
ОВ;
- перевозка
ОВ из мест
хранения в
места уничтожения.
Было принято
решение о дополнительной
доработке
программы,
так как:
-руководство
Удмуртской
Республики
и Саратовской
области
высказало
замечания
по проекту
ее первого
этапа;
-Верховный
Совет Чувашской
Республики
принял решение
о запрещении
создания на
своей территории
объектов по
уничтожению
ХО;
-Республика
Татарстан
выступила
против перевозок
ХО через территорию
Республики.
РОССИЙСКАЯ
ПРОГРАММА
УНИЧТОЖЕНИЯ
ХО.
Концептуальные
подходы:
- уничтожение
химоружия
в местах его
настоящего
хранения. Сегодня
в России 7 баз
хранения ОВ;
- отказ от перевозок
ОВ;
- принципиальный
отказ от сжигания
ОВ как основного
метода ликвидации
ОВ. В США в качестве
базового метода
уничтожения
ОВ выбран метод
сжигания.
Затраты на
реализацию
программ уничтожения
ХО
Предварительная
стоимость
программы
- 16-17 триллионов
рублей. Затраты
на реализацию
программы
предполагается
снизить путем:
- привлечения
западных фирм;
- создания
фонда по уничтожению
химоружия;
- коммерческого
использования
продуктов
нейтрализации
ОВ, которые
обладают ценными
для народного
хозяйства
свойствами.
Так элементы
входящие в
состав фосфороорганических
ОВ - сера, фосфор,
азот, углерод,
водород - предполагается
использовать
в качестве
дополнительного
источника
промышленного
сырья. Особо
чистый мышьяк,
количество
которого оценивается
в 2,5 тыс. тонн
в запасах
люизита, рассматривается
в качестве
коммерческого
продукта для
отечественной
и зарубежной
электронной
промышленности.
Заказчики
работ
Распоряжением
правительства
России от
12 февраля 1993 года
определены
два основных
государственных
заказчика
работ:
- Министерство
Обороны России
через Управление
начальника
войск радиационной,
химической
и биологической
защиты МО;
- Комитет по
конвенциальным
проблемам
химического
и биологического
оружия при
Президенте
РФ.
Этим документом
на Минобороны
РФ возложены
обязанности
по:
- выбору экологически
приемлемых
технологий
уничтожения
ХО; - разработке
систем мониторинга
и предотвращения
аварий;
- подготовке
технико-экономического
обоснования
(ТЭО) создания
и размещения
объектов уничтожения
ХО;
- строительству
природоохранных
сооружений
и объектов
социальной
инфраструктуры
в районах уничтожения
ХО;
- созданию
материально-технической
базы по подготовке
кадров.
На Комитет
возлагается:
- разработка
технико-экономического
обоснования
создания национального
центра по контролю
за уничтожением
и нераспространением
ХО;
- НИОКР по созданию
средств и методов
национального
и международно
го контроля
в этой области.
Выбор районов
размещения
объектов по
уничтожению
ХО
9 августа 1993
г. Президент
России Б.Н.Ельцин
подписал специальное
распоряжение,
предусматривающее
создание Правительственной
комиссии
по выбору районов
для размещения
объектов по
уничтожению
ХО на территории
России.
Проблемы выполнения
Россией международных
обязательств
по уничтожению
запасов ОВ.
России не
следует форсировать
решение вопроса
о своем в них
[международных
договоренностях
о ликвидации
химического
оружия, прим.
Пресс-службы
СоЭС] участии.
Национальная
концепция
уничтожения
химического
оружия должна
быть ориентирована
не столько
на международные
договоренности,
сколько на
реальные экономические
и финансовые
возможности
Российской
Федерации,
на сложившуюся
общественно-политическую
обстановку
в соответствующих
регионах .
Рекомендации
Парламентских
слушаний
по теме Об
участии Российской
Федерации
в международных
соглашениях
о ликвидации
химического
оружия , март
1994 год.
В настоящий
момент все
работы по подготовке
к крупномасштабному
уничтожению
химического
оружия в России
ведутся при
отсутствии
законодательной
базы, гарантирующей
безопасное
уничтожение
ОВ.
1. Россия до
сих пор не ратифицировала
Конвенцию
о запрещении
разработки,
производства,
накопления
и применения
химического
оружия и о его
уничтожении .
2. В России отсутствует
Концепция
уничтожения
химического
оружия.
3. В России не
принят закон
об уничтожении
химического
оружия. В настоящий
момент в Госдуму
на рассмотрение
представлен
проект такого
закона. Однако,
по мнению специалистов,
этот закон
не будет принят
в 1995 году.
4. В России отсутствует
федеральная
программа
по уничтожению
химического
оружия. В настоящий
момент Минобороны
представил
такую программу
на утверждение
Правительства
России.
Подзаконные
акты регламентирующие
работы по подготовке
России к уничтожению
ХО.
24 марта 1995 года
- Указ Президента
О подготовке
Российской
Федерации
к выполнению
международных
обязательств
в области
химического
разоружения .
30 декабря 1994 года
- Постановление
правительства
России Об
организации
работ по созданию
объекта по
уничтожению
запасов отравляющий
вещества,
хранящихся
на территории
Саратовской
области .
22 марта 1995 года
- Постановление
правительства
России Об
организации
работ по уничтожению
запасов люизита,
хранящийся
на территории
Камбаркского
района Удмуртской
Республики .